Анастасия Филатова стала женой лидера советской Монголии по «велению партии», но всю жизнь искренне любила и своего Цеденбала и свою новую родину.
Настя Филатова родилась на Рязанщине. Была девушкой простой и верила в любовь. Поэтому их знакомство с генеральным секретарем Монгольской Республики считала подарком судьбы. Хотя в случае с Филатовой как раз был случай, когда «без меня меня женили».
Её кандидатуру на роль невесты, а потом жены монгольского лидера Цеденбала утверждали чиновники на самом высшем уровне. Цель советские власти преследовали одну – лидер дружественной Монголии должен быть под присмотром советской супруги, чтобы у него не возникло желания сойти с верного пути в сторону дружбы с кем-нибудь из западных стран.
Тогда еще никто даже не предполагал, что обычная рязанская девушка уже спустя несколько лет полностью подчинит себе мужа и фактически станет правительницей Монголии.
Настя была комсомолкой и активисткой, в конце сороковых годов прошлого века она приехала покорять Москву из Рязанской области. Жила в рабочем общежитии, но у нее в столице проживали дальние родственники, к которым она иногда заходила в гости.
Это была старая коммуналка, и одним из соседей был дипломат Николай Важнов, который много лет работал в Монголии. Естественно, он был знаком со многими монгольскими политическими деятелями, в том числе с генсеком Монгольской Народно-Революционной Партии Юмжагийном Цеденбалом.
Бывая в Москве, тот заходил в гости к своему советскому другу. И так вышло, что Цеденбал и Настя в этой квартире столкнулись. И монгольский генсек влюбился с первого взгляда.
Когда Важнов доложил об этом «наверх», ему сразу поставили задачу - сделать все, чтобы эти двое поженились. Но это оказалось сделать несложным. Потому как, Настя тоже прониклась чувствами к Юмжагийну. В общем, в родной Улан-Батор лидер Монголии вернулся уже с русской женой.
Встретили Настю в этой стране прохладно. Советский союз, конечно, друг. Но в Монголии свято чтили древние обычаи. И понятное дело, что главные люди страны должны подавать другим пример. Хороший пример. А русская жена генсека – плохой пример для молодежи.
Настя сполна почувствовала, каково это, жить во враждебной обстановке, когда все считают тебя шпионкой. А еще ей пеняли на то, что мягкий по характеру генсек потворствует всем ее прихотям, и фактически находится у ней в подчинении.
Хотя на самом деле, как говорят, Цеденбал просто боготворил свою супругу. Это была любовь, никак не связанная с политикой. Тем более, в этой большой любви появились двое сыновей – Владислав и Зориг.
И Настю поначалу устраивала ее роль просто жены политика. А то, что позже ей фактически пришлось взять бразды правления страной на себя, это как раз отголоски мягкотелости супруга.
Дело в том, что у генсека было немало недругов, которые искали поводы для его отстранения от власти. Добродушный и неконфликтный Цеденбал не видел, что творилось у него за спиной. А его жена замечала все. И начала все больше и больше принимать участие в жизни Монгольской Республики.
В те годы эта небогатая страна направлялась к социализму. Достичь заветной цели стране помогал Советский Союз, в частности Леонид Брежнев, который симпатизировал Цеденбалу. СССР очень серьезно помогал Монголии, а Филатова этому немало поспособствовала. Говорят, когда нужно было что-то ее стране (Монголии), она могла дойти до самого Брежнева.
Благодаря ее упорству, в Монголии появилось множество культурных и социальных объектов, в самой стране все больше и больше политиков прислушивались к ее мнению. А вот ее супруг начал отходить в тень.
Это ли или еще что-то стало причиной надлома генсека, но тот все чаще стал выпивать, и все реже появляться на публике. И во время его очередных запоев всем в стране верховодила русская супруга.
У нее была мечта – сделать Монголию цветущей страной. С ее упорством и неожиданно проявившимися лидерскими качествами она вполне могла рассчитывать на успех. Да только времени ей на осуществление мечты не дали.
Высшие монгольские чиновники, с которыми Филатова находилась в очень плохих отношениях, знали о беспомощности генсека и сделали всё, чтобы отстранить от власти его и особенно его супругу.
В результате «подковёрных игр» в 1984 году, сославшись на состояние здоровья, Цеденбала освободили от занимаемой должности и вместе с женой и детьми отправили в «ссылку», в… Москву.
Советское правительство не стало вмешиваться в междоусобицы дружественного государства. Тем более, что даже после смены там власти курс на социализм был продолжен.
Бывший генсек прожил после своей отставки всего семь лет. А вот Анастасия Филатова дожила до старости. Правда, счастливым этот период ее жизни не назовешь.В 2000-м году трагически ушел из жизни ее старший сын. Младший отпрыск работал далеко, а сама бывшая первая леди Монголии жила в полном одиночестве и, как говорят, едва сводя концы с концами.
Она не занимала никаких больших постов в СССР, да и рабочего стажа в Советском союзе у нее почти не было. А потому пенсию ей платили совсем крохотную. Доходило до того, что по выходным она носила на местный рынок вещи из дома. Те вещи, которые являлись дорогими лишь для нее, поскольку приобретались еще в той, прошлой жизни, вместе с любимым мужем.
Анастасия Филатова умерла осенью 2001 года на 82-м году жизни в полном одиночестве и забвении. И лишь спустя годы о её заслугах вспомнят и на второй родине. В 2006 году в пригороде Улан-Батора бывшей первой леди страны установят памятник.