«Луна без солнца — темное пятно», — говорит в финале известной пьесы Катарина, чудесным образом из строптивой ставшая покладистой и кроткой.
Что это? Удивительное превращение, игра или, напротив, искреннее понимание своей сути? Ответы, но и новые вопросы — дает постановка МХАТ им. М. Горького «Укрощение строптивой».
Послание великого Шекспира
Это одна из самых знаменитых, остроумных и увлекательных пьес Шекспира, явленная миру в сезоне 1593–1594 годов. В центре спектакля — история укрощения дворянином Петруччо упрямой, своенравной и неприступной Катарины. У Баптисты, богатого дворянина из Падуи, две дочери, которых он мечтает выдать замуж. И если у скромной и обходительной Бьянки нет отбоя от женихов, то к дерзкой и своенравной Катарине никто не желает свататься. Но вот в городе появляется Петруччо, находчивый и хитроумный дворянин из Вероны, который надеется выгодно жениться и готов рискнуть. Катарина сопротивляется этому браку, но Петруччо и не думает сдаваться, пускаясь во все тяжкие, чтобы приручить строптивую красавицу. На самом деле лишь Петруччо сумел увидеть за строптивостью Катарины ее ранимую душу, жаждущую понимания, любви и заботы.
Спектакль, поставленный Народным артистом РФ Валерием Беляковичем — настоящий праздник жизни в разнообразии чувств и образов, в фейерверке юмора и гармонии красоты. Волшебная музыка, красочные костюмы и яркая, эмоциональная игра актеров задают радостное, праздничное настроение. В иронии и стычках главных героев — Катарины в темпераментном, насмешливо-ироничном исполнении Ларисы Голубиной, и брутального Петруччо в исполнении Александра Хатникова — и звонкий смех, и умение увидеть тонкие движения души. Оригинальными декорациями служат огромные колонны, расположенные на вращающемся круге, они мгновенно преображают сценическое пространство и обеспечивают стремительное развитие действия. Веселый, искрометный спектакль, напоминающий карнавал, сохраняет подлинный дух шекспировской пьесы и помогает освежить взгляд на свои отношения.
За огнями карнавала — жизнь без мишуры
При внешней легкости — а многие идут на спектакль именно как на веселый, полный юмора праздничный карнавал — эта постановка, по мхатовской традиции, многослойна и глубока. Есть пласт отношений межсословных — чего только не терпят слуги вереницы господ. Есть пласт конфликта отцов и детей, не ценящих родительские наставления — их отправляют учиться и зарабатывать капиталы, а они... меняются со слугой платьем и ради любви играют роль учителя поэзии, забыв о титуле дворянина. Им твердят о кротости и приличиях — а они идут наперекор и ищут свой путь. И конечно, как твердят все без исключения создатели спектакля — и ныне покойный Валерий Белякович, и яркое созвездие актеров — спектакль этот о любви.
О любви отцов и детей, когда старшая сестра — Катарина — обделена отеческой любовью, которая вся отдана младшей сестре, неискренней, но кроткой. О любви дружеской, когда слуга и господин готовы на авантюры ради дружбы, а не лишь по обязанности. О любви к жизни во всех ее проявлениях — приключениях и перипетиях, разочарованиях и победах, о музыке и страсти.
Мы не те, кем кажемся себе
Герои в легкой кавалькаде шуток и переодеваний, в череде приключений и комичных ситуаций так или иначе обретают себя настоящих. Катарина понимает, как любовь меняет ее, и перестает сопротивляться чувству, понимая, что вся ее дерзость лишь защита в страхе ошибиться, потерять себя в угоду фальшивым правилам существующего мироустройства. Оказывается, так приятно просто любить и быть под защитой любимого человека. «Я каюсь, я была строптива...И что важней — фундамент или крыша?» — мы слышим от нее в финале, где монолог любящей женщины звучит как гимн искренней любви.
Петруччо из готового на все ради денег прохиндея силой любви открывает себя иного — искреннего и нежного, мятущегося и ранимого. Куда только девается его бравада? Растворяется в настоящей любви.
И даже Бъянка, любимая отцом сестрица, что готова говорить о любви «по очереди — с каждым!», как обвиняет ее Катарина, — даже Бъянка из девицы, всегда думающей о личной выгоде, становится бунтаркой и тайно венчается с любимым, совершенно не задумываясь о его кошельке.
Так в чем секрет?
Действительно, любовь открывает каждому герою себя самого. Как это получается сделать на сцене МХАТ так легко и глубоко одновременно? Эти секреты режиссуры и актерской игры можно разгадывать раз за разом, но один ухвачен точно: герои позволяют себе смотреть со стороны и иронично на то, что происходит, и зритель оказывается не по ту сторону от сцены, а вместе с героями, внутри сюжета, смотря их глазами на происходящее, становясь частью событий.
Что еще может открыть вам спектакль? Узнаете только вы сами. Удивительным образом каждый видит свое. Но как каждое чудо, «Укрощение строптивой» полно волшебства — сюда приходят парами, чтобы почувствовать друг друга, сюда возвращаются за теплыми воспоминаниями, сюда спешат за новыми впечатлениями.
Ищите и вы свой секрет — 22 января и 23 февраля 2020 года на большой сцене МХАТ.