Плохая новость для всех, кто выступает за обязательный сбор вторичного сырья и его переработку: Минфин вносит поправки в Налоговый кодекс, которые сведут на нет возможность для компаний-производителей упакованных товаров самостоятельно реализовывать РОП — расширенную ответственность производителя.
Тут кто-то, наверное, начнёт возмущаться: мол, не было такого никогда, и вот — опять! Но давайте вначале разберёмся в последовательности событий.
В Европе РОП, или расширенная ответственность производителя — это сумма, которую производитель товара в упаковке обязан уплатить за то, что государство возьмёт на себя труд — собрать упаковку и отправить её на переработку. В Европе РОП составляет 100%. Суммы немалые! Но, если загрязнитель (производитель упаковки) сам организует её сбор и отправку до переработчика, то он может сократить свой платёж по РОП и тем самым существенно сэкономить.
При таком подходе 100% мусора, в который превращается упаковка, после использования отправляется не на свалку, а на переработку. У производителей товара есть небольшое послабление — процент утилизации может быть менее 100% (что-то потеряли, поломали, не собрали), но сумма РОП к уплате составляет всё равно 100%. На разницу развивают систему сбора и переработки. Постепенно повышают процент утилизации, сокращая количество мусора. Таким образом РОП — локомотив развития раздельного сбора вторичного сырья и переработки.
В России в своё время этот механизм тоже решили взять за основу системы обращения с отходами. Но...
Но когда в России решили ввести 100% РОП, как в Европе, то производители упакованных товаров (газировок, йогуртов и т.п.) всеми правдами и неправдами боролись за то, чтобы РОПа не было или он был минимальным. И, нужно сказать, им это какое-то время удавалось.
РОП был минимальным — менее 20%, мусор ехал на свалки, а закрыть РОП можно было фиктивными справками об утилизации или показными акциями. И можно было ничего не платить. А значит, не развивать систему сбора вторичного сырья в России, а тормозить её.
В итоге финансирования на организацию раздельного сбора в стране нет, а свалки растут. И их нужно как-то рекультивировать — население этого требует. Но 100% РОП производители платить не хотят, и реально перерабатывать свою упаковку — тоже не хотят. То есть, в Европе платят, а в России — не хотят!
Но где же в этом случае взять денег на создание системы сбора вторичного сырья? Может, чем уговаривать производителей мусора жить в России по тем же законам, по которым они живут в Европе, проще ввести для них налог, который — хочешь, не хочешь, а нужно будет заплатить! Вы же не хотели по хорошему? Тогда давайте по нашему!
И тут производители упакованного товара опомнились и испугались! Мизерный РОП можно сократить, уменьшить и закрыть «справками». А вот налог никак не закроешь — его нужно будет платить без разговоров!
В Европе раздельный сбор работает за счёт РОП. Загрязнитель платит. Платит 100%!!!! А у нас эти же плательщики лоббировали, лоббировали низкий РОП, а в итоге вылоббировали всем налог. Всем, а не только самим себе.
Так кто тормозит раздельный сбор? Те, кто не хочет платить РОП (который в Европе-то они платят!)? Или «нехороший» Минфин, который решил, что если производители мусора не хотят играть в России по тем правилам, по которым они живут во всем мире, то пусть живут по нашим, отечественным законам...
Да, налог — это не хорошо! И общественники тоже против налога! Но голосуя против этого налога нужно одновременно голосовать за то, чтобы поднять всем производителям товара в упаковке РОП до 100%. Если этого не сделать, то раздельный сбор вторичного сырья как тормозился, так и будет тормозиться, а мусор будет продолжать гнить на свалках.
А кто тут тормоз? Вот уж точно — не МинФин!