Реализация плана о вводе миротворцев на границу с Россией означает одно – мы сдаем Донбасс. Этого, я надеюсь, наше руководство не допустит.
Перспективы ввода миротворцев на Украину сейчас обсуждаются на самых разных уровнях. При этом следует понимать, что миротворцы нужны, чтобы разводить конфликтующие стороны. Потому в их состав входят наблюдатели за соблюдением договоренностей и вооруженные подразделения, как правило, из непричастных к конфликту стран, непосредственно разводящие конфликтующие стороны. Именно они обеспечивают отсутствие боевых действий. Решение о вводе миротворцев принимается Советом Безопасности ООН.
Характерно, что ранее Россия не приветствовала идею ввода миротворцев на территорию Донбасса, но сейчас ее позиция сменилась на противоположную, она по сути выступила инициатором этого. Из чего можно сделать вывод: ситуация изменилась и есть реальная угроза того, что украинские вооруженные силы готовятся атаковать ополченцев Донецка и Луганска, имея при этом все шансы на успех. Тем более что уровень боеготовности и морального духа защитников ДНР и ЛНР снизился да еще пошли разговоры о сокращении Россией поддержки самопровозглашенных республик. Поэтому и был поднят вопрос о необходимости миротворцев.
При этом мы видим, что соглашаясь с самой идеей ввода миротворцев на территорию Украины, и Киев, и Вашингтон преследуют свои цели. Госдеп настаивает на том, что миротворцы должны располагаться не на линии боевого соприкосновения украинской армии и ополченцев, а на неподконтрольном ныне Киеву участке границы между республиками и Россией. Это коренным образом способно изменить ситуацию: если брать за основу такой план, то Россия автоматически получает юридический статус одной из сторон конфликта, чего и добивается украинская власть вот уже несколько лет: мол, у нас нет гражданской войны, а воюем мы с развязавшей агрессию Россией. При этом практически исключается любая наша помощь мятежным республикам как по гуманитарной, так и по другим линиям. И если мы не настоим на введении миротворцев исключительно в зону конфликта, а не на участок российско-украинской границы, мы серьезно проиграем.
Надо сотрудничать с Китаем, не забывать о своем праве вето. В любом случае состав контингента должен состоять из нейтральных стран, ни в коем случае в него не должны входить военнослужащие НАТО. Пусть будут китайцы, индусы, представители Латинской Америки…
Давайте рассмотрим механизм принятия решений о вводе миротворцев. Ключевую роль в этом играет Военно-штабной комитет ООН. Именно он создает комиссию, вносящую предложения с оценкой ситуации. Комитет должен определить, кто является участником конфликта, и предложить состав сил для эффективного исполнения планируемой миссии. И если стороны или одна из сторон не соглашаются на введение миротворцев ООН, то в отношении несогласной стороны могут применяться принудительные меры. Причем силового характера. Тут наверняка Украина будет настаивать на применении подобного воздействия к ДНР и ЛНР, Россия же начнет проводить линию применения подобных мер как раз к самой Украине, мотивируя это целью соблюдения тех же Минских договоренностей.
Я полагаю, что подобные инициативы ни той, ни другой стороны реальных перспектив не имеют. Имеющийся в Уставе ООН пункт о принуждении к миру в данном случае задействован не будет. При нынешнем раскладе сил будущую конфигурацию разведения сторон на Украине во многом определит позиция США. Если Трампу уже надоели и сама ситуация, и Порошенко с его амбициями, тогда он может согласиться на ввод контингента именно в зону конфликта. Ведь и сам конфликт, и обе конфликтующие стороны признаны международными договоренностями, что бы на этот счет ни говорили в Киеве. И контакты между сторонами давно существуют – скажем, на уровне обмена пленными и по другим вопросам. И если Трамп сдаст, сажем прямо, Порошенко с его позицией, тогда будет реализовано российское предложение. Я бы добавил – миссия ООН не должна поддерживать нынешнюю наблюдательную команду ОБСЕ, поскольку сейчас в ней представлены главным образом представители стран НАТО. Потому одновременно с вводом вооруженного контингента необходимо переформатировать и наблюдательную миссию – так, чтобы в ней значительную часть составляли представители нейтральных по отношению к конфликту стран. Расширение состава и смена статуса нынешней наблюдательной миссии просто необходимы для успешной реализации планов по восстановлению мира на Донбассе. А реализация плана о вводе миротворцев на границу с Россией означает одно – мы сдаем Донбасс. Этого, надеюсь, наше руководство не допустит.
Источник