Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

13:42
Москва
18 декабря ‘24, Среда

Мнения и аналитика INFOX.RU

Анна Гаркуша
Руководитель направления по взаимодействию с органами власти Ассоциация в сфере экологии и защиты окружающей среды "РазДельный Сбор". Член Экологического совета при губернаторе Ленинградской области.

Чем пахнет Швейцария в Подмосковье?

Опубликовано
Текст:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Статья в издании «Коммерсант» под названием «В Подмосковье запахнет Швейцарией», как хорошие духи, имеет главные ноты, второстепенные нотки и множество шлейфов.

Попробуем разобраться, о чем статья говорит между строк.

На первый взгляд, да и на второй тоже, статья нахваливает швейцарские МСЗ и обещает нам такие же. Но на третий, более пристальный взгляд за нотами выплывают нотки.

Авторы статьи пишут, что «В итоге посредниками между активистами и властями стали члены подмосковных общественных палат. В конце апреля чиновники предложили им посетить мусоросжигательный завод в Швейцарии, аналогичный тем, которые планируется построить в области».

Вот оно! Посредничество в этом трудном деле – задача нелегкая, и потому должна вознаграждаться хоть чем-то. Например, поездками в Швейцарию. Почему в Швейцарию не зовут тех, кто входит в эти самые инициативные группы, изумляет меня до глубины души и вызывает смутные сомнения в добрых намерениях инициаторов поездок. Вот если бы в Швейцарию съездили лидеры инициативных групп, которых мы хорошо знаем и доверяем, а потом высказали свое мнение, тогда… может, и статьи бы не было.

Следующей ноткой можно назвать цифры. Авторы статьи пишут, что половина отходов в Швейцарии перерабатывается, а половина отправляется на сжигание. Половина! То есть 50%. При этом в Подмосковье запланировано только 26% переработки. Это половина от половины. Таким образом, мы видим, что власти Подмосковья хотят перенять у Швейцарии не все хорошее, а только то, что не требует кропотливого труда и будет компенсировано бюджетными средствами. Ведь за недопоставку отходов на переработку правительство Подмосковья штрафы не заплатит. А за недопоставку смешанных ТКО на МСЗ – рассчитается по полной программе.

Третья нотка – комментарий швейцарского представителя: «Наша система переработки основана на раздельном сборе, – рассказывает экс-глава Минэкологии Швейцарии Ганс-Петер Фарни, – Ведь сортировать смешанные отходы выйдет значительно дороже». «Основана» – значит, начинается и опирается на раздельный сбор. Это и называется правильной финансовой моделью. А что у нас? В Подмосковье нет ни раздельного сбора, ни понимания, к чему он приведет в случае внедрения, ибо никто, подчеркиваю, никто так ни разу и не сказал мне, каков будет морфологический состав сжигаемых отходов. А сказать его можно только в случае, когда ты знаешь, сколько и чего будет вынуто из смешанных ТКО. Более того, если изучать Терсхему МО, то и вообще печаль – по новой Терсхеме на МСЗ пойдут несортированные отходы из Москвы. Нужны ли еще комментарии по этому пункту?

Четвертая нотка – про температуру сжигания отходов. Тут есть нюансы, связанные с технологиями предварительной подготовки отходов к сжиганию. В Швейцарии биоразлагаемый мусор, в том числе пищевые отходы, также собирается отдельно для получения садового компоста. Поэтому в отходы, поступающие на сжигание, органика почти не попадает. А это значит, что мусор сухой и его легко «довести» до нужной температуры сгорания. В тех странах, где мусор сжигается с органикой, массу подсушивают до определенной влажности (6-7%), и только потом отправляют в печь. В проекте ОВОС Воскресенского МСЗ, где описывается жизненный путь ТКО перед сжиганием, ни о каком подсушивании речи не идет. У нас на МСЗ температура горения будет недостаточной для разложения диоксинов из-за мокрых пищевых отходов.

Нотка пятая – про золу. Цитирую: “Это специальные полигоны, – объясняет Маттиас Акерманн, – Мы захораниваем золу и шлаки отдельно, чтобы избежать смешивания с другими отходами. Предполагается, что будущие поколения смогут их извлечь через 30-40 лет и найти им применение с помощью разработанных к тому времени технологий”.

В России же их планируется использовать при строительстве дорог: по словам главного эколога АГК-1 Елены Ямщиковой, после обезвреживания зола и шлаки пойдут на изготовление бордюрных камней и тротуарной плитки”.

Возвращаясь все к тому же ОВОСу, хочется отметить, что в нем  не указано, где и как будет зола обезвреживаться, ну или на крайний случай, захораниваться. Таким образом, для компании АГК-1 главное – ввязаться в бой. А там они посмотрят. Может и вправду золу на дорожные работы пустят. Заодно и проблему перенаселения порешают…

Шестая нотка – про протесты. «Если люди все же с чем-то не согласны, власти вступают с ними в дискуссию. И, если их опасения как-то аргументированы, муниципалитет переадресует их застройщикам и профильным институтам. Тогда они вместе пытаются найти решение”- говорит Урс Альтербургер.

Он подчеркивает, что компания не переходит к следующему этапу строительства, пока разногласия с жителями не улажены».

А теперь посмотрим, как это устроено у нас: компаниям наплевать, что люди не согласны. Они нарушают все общественные и государственные законы для достижения своих целей. Для них все пути открыты: конкурс с одним участником, реклама из госбюджета, карманная госэкспертиза с положительным заключением, ограничение доступа к информации для официально зарегистрированной общественной экспертизы. Для них ОВОС разрабатывается раньше, чем был разработан технический проект, для них можно одновременно обсуждать и техническое задание на разработку ОВОС, и уже сам готовый ОВОС. Под них разрабатывают не только Постановления Правительства, но и целая Территориальная схема. Им можно оказывать физическое насилие над лидерами инициативных групп, и им ничего за это не будет

Шлейфом идут умиротворяющие высказывания экскурсантов: «Жители будут спокойны, только если российские МСЗ будут так же строго контролироваться, как в Швейцарии», – говорит Наталья Шкурпела. Надо забыть эти мантры напрочь. Уверена, что жители уже не будут спокойно относиться ни к одному МСЗ после тех беззаконий и вранья, которые им продемонстрировал инвестор. Хуже того, жители не доверяют уже ни одному проекту, на всякий случай отказываясь верить даже там, где речь идет о досортировке отходов и их вторичной переработке.

Послевкусие от статьи

Сразу статья может не понравиться. Она как карамельные духи – хочется холодной воды и чистого воздуха. И руки помыть. Но потом замечаешь один нюанс за другим и понимаешь, что из-за откровенного «одобрямса» выглядывают тонкие намеки на толстые российские обстоятельства, на то, что в России Швейцария пахнет не только шоколадом, но и нарушением наших прав на благоприятную окружающую среду.

Последние мнения
Григорий Трофимчук
Реклама