Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

22:34
Москва
17 ноября ‘24, Воскресенье

Мнения и аналитика INFOX.RU

Никита Исаев
руководитель Института актуальной экономики

Сочинский бизнес так и остался на уровне «шашлычок под коньячок»

Опубликовано
Текст:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

ТОП-5 причин, почему в Сочи малому бизнесу не выжить

В постолимпийском Сочи стартовал Инвестиционный форум. В курортный город съехались губернаторы из разных регионов, бизнесмены. На этой площадки будут заключены крупные инвестиционные проекты. Сочи также принимает каждый год дни молодежного предпринимательства и деловые сессии для начинающих бизнесменов. Внешне ситуация с развитием малого и среднего бизнеса выглядит очень благополучно. Но это лишь иллюзия, которая растворятся как только кто-то решает рискнуть и начать самому предпринимательскую деятельность в городе-курорте.

После завершения Олимпиады количество местных индивидуальных предпринимателей сокращается рекордными темпами. Чтобы не портить картину «внешнего великолепия», администрация города размещает статистику исключительно о свежезарегистрированных бизнесменах. Но то, что они уже через год спешат покинуть сочинские земли, пока можно «отделаться малой кровью», тактично умалчивают. Причины как всегда на поверхности. Малый бизнес не выживает в Сочи, он умирает. И уже не медленно, а стремительно. Мы рассмотрели под лупой основные причины такого «бегства» бизнесменом.

1. Вы не родственник, не друг и не одноклассник мэра Анатолия Пахомова

Малый бизнес по-сочински – это трехглавый дракон: одна голова ведает туризмом, вторая торговлей, а третья сельским хозяйством. Но как гласит народная мудрость, все зависит от шеи, на которой эти головы держатся. Куда она повернет, туда они и смотрят.

Глава местной администрации Анатолий Пахомов, несомненно, попадет в историю малого бизнеса Краснодарского края как человек, которому удалось повернуть все направления предпринимательства в свою пользу. Судьба «несогласных» не завидна – иных уж нет, а те далече.

Типичная для сочинского мэра схема – дать землю под индивидуальную застройку индивидуальному предпринимателю, а после того, как здание возведено, начать угрожать сносом. Вопрос решаемый, если есть определенная сумма денег и полезные знакомые. С полезными знакомствами в мэрии, даже смерть туриста могут простить. Так было с резонансным делом о гибели семилетнего мальчика из Татарстана, который провалился в открытую ливневневую канализацию местной гостиницы и утонул. Но хозяин этого мини-отеля Сергей Щедров никакого наказания за это не понес, суд оправдал его, пояснив, что он не мог знать, что перестройка ливневой ямы чревата последствиями. Хотя Щедров по совместительству работает чиновником в МУП «Муниципальный институт генплана», и кому как не ему знать о том, чем грозят незаконные перестройки.

А вот если «не дружить» с Пахомовым и перечить ему, то можно остаться не только без бизнеса, но и даже без питьевой воды. Так было с 160 жителями поселка Ахштырь. Большинство из них занимались сельским хозяйством, выращивали на продажу фрукты. Но после того как они восстали против решения Пахомова в 2015 году вывезти грязь из города в карьер возле их домов и участков, тот затаил обиду. И через некоторое время строительство бетонной дороги через поселок перебило жилу всех родников. А колонки и водонасосные сооружения мэрия «обещает» установить несколько лет подряд. В результате сельхозбизнес у всех жителей Ахштыря пришел в упадок.

2. У вас нет возможности одолжить денег для развития бизнеса у знакомых, и вы надеетесь взять кредит в банке

Сочинская Олимпиада была очень заманчивой перспективой для бизнесменов из разных уголков страны. Эксперты обещали, что вот теперь-то уровень сервиса в Краснодарском крае переплюнет Египет и Турцию. Индивидуальных предпринимателей заманивали муниципальными целевыми программами поддержки малого и среднего бизнеса. Обещали искупать в единовременных пособиях от 300 до 400 тысяч рублей тех, кто не занимается торговлей и общественным питанием. Отправляли миллионы из консолидированного бюджета на это. Но не успел последний участник олимпийских игр уехать из города, как программу прикрыли. Теперь все, на что может рассчитывать представитель малого бизнеса – это кредит в банке или личные сбережения.

С 2017 года ни один из сочинских начинающих предпринимателей не получил ни копейки субсидии на приобретение основных фондов, нематериальных активов, прав на франшизу, первый взнос при заключении договора финансовой аренды. Не говоря уже о субсидиях на проценты по кредитам. Позиция руководства Краснодарского края такова: помогать только тем, кто уже на плаву.

«Раздавать субсидии налево и направо – неправильно. Поддержка нужна тем, кто на самом деле умеет заниматься бизнесом. Тем, кто сумеет заработать и вернуть одолженные деньги. Наша задача – не толкать бизнес вперед, не тащить его за руку, а создать условия, чтобы предприниматели чувствовали себя комфортно», – заявил на Всероссийской конференции уполномоченных по защите прав предпринимателей губернатор Вениамин Кондратьев.

Неохотно деньги для начинающих представителей малого и среднего бизнеса дают и банкиры. Они поясняют, что должны иметь гарантии возврата средств – в виде недвижимости, стабильных доходов и так далее. А что может предъявить начинающий малый бизнесмен кроме арендованного помещения и туманных перспектив «отбить вложенные деньги за сезон»?

Спасательный круг готовы протянуть фонды микрофинансирования бизнеса. Но это скорее капкан для малых и средних предпринимателей. Средства нужно вернуть в короткие сроки (максимум выдают на три года) и с солидными процентами.

3. Вы не понимаете, что «королевство маловато – разгуляться негде»

В прошлом веке Краснодарский край и окрестности Сочи славились, не только как всероссийская житница, но и как «фруктовница, чаевница, шашлычница, молочница». Особенно ценились продукты, которые предлагали частные предприниматели. Процветали маленькие чайные плантации, небольшие фермы с изумительными сырами, маслом, молоком, форелевые хозяйства. Но перестройка Сочи привела к тому, что пасти скот стало негде, озера начали пересыхать и загрязняться, а монополисты на чайном и садовом рынках активно, с благословения власти, отжимают землю у мелких фермеров.

«В наших селах Верхняя Беранда, Верхнее Буу и Детляжка пасти коз, овец и коров просто негде. Все пастбища или отданы кому-то, или заросли лесами. Мы неоднократно обращались к Анатолию Пахомову, с тем, чтобы он помог нам расчистить участки, но он молчит. А ведь тогда мы могли бы завести скот, возобновить предпринимательскую деятельность, кормить свои семьи, да и в бюджет приносить прибыль», – говорит житель одного из сел Василий.

Те, кому посчастливилось получить земли в окрестностях Сочи в аренду под сельхозбизнес, уже осознали, что выращивать на них многолетние культуры – рискованно. Ведь срок аренды ограничен одним годом, а для того, чтобы вырастить или культивировать плодовый сад, понадобится минимум три года.

4. Вы готовы к тому, что монополисты «скушают» ваш бизнес в середине сезона

Согласно статистике 70% сочинских предпринимателей заняты в торговле. Эта сфера, которую в народе окрестили «купи-продай». Однако рассчитывая на быстрый подъем от продажи китайских сувениров и «пахлавы медовой» можно так же быстро прогореть. Потому что сочинские власти взяли курс на глобализацию и предпочитают иметь дело с монополистами.

Местных торговцев, маленькие магазинчики которых славились своими неповторимыми изделиями или продуктами, активно вытеснили с рынка представители сетевой торговли. Так, вместо молочных, мясных и кондитерских магазинов выросли супермаркеты «Магнит». С одной стороны это удобно – пришел в один магазин и купил сразу все, что необходимо. Однако туристы уверяют, что такая глобализация создала массу неудобств.

«Раньше бутылку воды можно было купить на каждом углу, теперь нужно идти в супермаркет, бродить между полками, стоять в очереди в кассу, и все ради одной бутылки воды. Куда-то пропали все эти соки-воды на разлив, когда можно было просто выпить на улице стакан ледяного напитка», – делится взглядом со стороны туристка Марина.

Другая сторона медали – ситуация, в которой очутились предприниматели-торговцы. Виктор торгует сувенирами возле пляжа.

«Каждый сезон муниципалитет меняет требования к временным объектам торговли, аргументируя это тем, что приводят город к единому архитектурному стилю. Цвет зонтиков, торговых столов, в общем, все к чему можно придраться и менять до бесконечности. И все это стоит денег, и найти их нужно предпринимателю. Добавьте к этому тот ад, который нужно пройти, чтоб получить разрешение на земельный участок под нестационарную точку, и вы поймете, почему желающих заниматься торговлей стал в разы меньше», – рассказывает мужчина.

Согласно неофициальной статистике количество малых предпринимателей, занимавшихся торговлей в Сочи, сократилась на треть. Аренда мест в торговых центрах для них не по карману. А если даже кому-то везет, и он находит свою нишу в большом маркете, то успешную торговлю могут притормозить, увеличив в середине сезона арендную плату или поставив рядом точку, которая продает такой же товар по заниженной цене.

5. Вы не понимаете, что правила бизнес-игры в Сочи, это не то, что там в какой-то Москве

Законы, направленные на поддержку малого и среднего бизнеса в стране, пишут в столице, а реализовывают на местах. Возможно для такого мегаполиса, как Москва, ограничения на смену спецификации – это правильно. А вот для курортного Сочи – катастрофа. Потому что в сезон выгодно продавать овощи и фрукты, а когда прохладно, выгодно водить экскурсии в горы. Но закон ограничивает права предпринимателей на такие замены. И они терпят убытки, а в последствие разоряются. Ведь их ограничивают в главном принципе предпринимательства – «держать нос по ветру».

Вторая сложность связана с двойным целевым назначением земельных участков, которые используют предприниматели. Если просто обрабатывать сад и выращивать фрукты для нужд семьи, то налог будет один, а если зарегистрироваться как предприниматель и открыть «семейный бизнес по выращиванию и продаже инжира», то налог автоматически вырастет в 4 раза. А это тоже не всем по карману.

Итог печален: малый бизнес, который по первоначальному плану правительства страны, должен был стать движущей силой развития города-курорта, в результате так и остался на уровне «шашлычок под коньячок и китайский значок». Уровень безработицы среди сочинцев растет, а жители соседних регионов уже не рискуют открывать свое дело в некогда таком привлекательном краю.

Последние мнения
Григорий Трофимчук
Реклама