Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

16:22
Москва
24 ноября ‘24, Воскресенье

Мнения и аналитика INFOX.RU

Что в России всегда не так или не позаимствовать ли нам чужую историю

Опубликовано
Текст:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Нужно ли историю России сравнивать с историями других стран? Или это невозможно и бессмысленно по житейским соображениям, не говоря о научном подходе.

Прошлой практикой жизни воспользоваться нельзя, кроме, как исторической справкой. Мы с Россией настойчиво отстали от всякого настоящего времени на четыреста лет и сейчас задыхаемся в беге к национальному расцвету, будто бежим от самих себя. Но мы не единственные. Хотя это и не убедительная причина для отставания, и она ни на чуть не оправдывает нас. В чём и когда развитие родной страны стало отставать от других стран, теперь называемых, развитыми?  Без периодизации времени – нет настоящей истории, и объём наших оправданий в счет национальных особенностей, это не история, а «куча-мала». Мы никуда не торопились, у нас всего хватало!

Бога нет, согласимся с этим без религиозного спора, но это не значит, что у людей нет внутреннего содержания и безграничной веры в человека. К тому же - есть Вселенная и Космос, обладающие не мифическими, а реальными силами, и о их влиянии на нас, и мы знаем, пусть и немного: что нам не суждено ни задержаться в этом мире и веке, ни преодолеть его. Сравним его с прошлым - доступным и оправданным для нас - с реальными образами князей, вельмож, двора, секретарей и прочих полу-и действительных государственных деятелей - умных и решительных, и партийных недоумков.

Истории многих стран, особенно Европейских, во всех степенях совпадают и в таких же степенях разнятся в сравнении с Россией. Но оказалось, что в сравниваемые периоды, сравнить нечего. Мы или далеко впереди, или далеко отстаём. И в России ничего похожего на жизнь Европы, кроме самой жизни, не было. Истории стран, также как и судьбы отдельных людей сравниться полноценно не могут, они индивидуальны в частном порядке. Многое в истории народов зависит от национального характера – умения переживать невзгоды и в такой же степени радоваться победам. Кто же сегодня испытывает Россию снова, насылая на неё беды?

То, что в жизни имело и имеет место, нельзя переставить произвольно. История, даже быта граждан, это не чемодан с барахлом. В государстве за всё уплачено человеческими жизнями, за каждую тряпку, за каждую серебренную, а тем более, за золотую ложку или золотой подсвечник.

Всякая власть, даже власть «абсолютного авторитета» со временем, ржавеет.   Она подвергнута коррозии, если в её не вносятся «живые» изменения, если её структуры не обновляются долгое время. Она отстаёт от реальной жизни, если вносимые изменения серьёзно не совпадают с требованиями времени. Но как увидеть или как почувствовать и понять, что изменения нужны и даже необходимы? Что может служить для нас достойным индикатором благополучия, кроме покупательной способности рубля и стоимости чужой уважаемой валюты.

Социальная модель общества, если её нельзя оценить с какой-либо единой общечеловеческой позиции, всегда и во всём ущербна. Это и есть беспредельная «диктатура» хаоса или проще – государственная неупорядоченность. Мы всё время думаем о войне и готовимся к ней, как к неизбежному, поддерживая такое положение во вред реальной жизни. Но все политические действия, в лице национальных правительств «человек» замышляет и определяет сам. Государство – это толпы или массы людей, связанных жестким регламентом конституции, но, по существу, они не поддаются никаким изменениям – их всё обходит стороной, будто они живут в застывшим, неизменяющемся времени. Сущность государства нельзя изменить никакими силами и духами – ни добрыми, ни злыми. Государство - сложный «конструкт», и главные элементы в нём – «строгий ошейник» и «механический» металлический поводок, находящиеся в руках Правителя для своевременного усмирения «стихий». В них ты пойдешь куда тебя поведут и не дальше, чем куда тебя допустят.

Не возмущайтесь! Это вредно для здоровья, и спокойное терпение сохраняет нас от разрушения сердца, и не пытайтесь стать советником «государя» в съемной квартире.  Ваши знания, даже антирелигиозные, не будут никого трогать, до тех пор, пока вы их не опубликуете с не подложным возмущением. Но публикация может стать вашим грехом. Лишь молчание безгрешно! И оставайтесь такими, пока не иссякло терпение быть «сознательными» гражданами. Власть - не литературная абстракция, а нечто слизистое, зубастое и колючее – она не терпит разоблачений. Она священна, и нам суждено соприкасаться с её святостью, а по пустякам её лучше не трогать, не тревожить, а главное – не раздражать.

Человек не может преждевременно, по своей воле, выйти за свой, начертанный кем-то, круг. Но это не судьба человека и не его история. Это то, что человек ещё не осознал в себе, находясь в младенческом возрасте. Границы круга неприступны. Он имеет свойство геометрически правильно расширяться, не ломая невидимой окружности. Эту окружность можно назвать «временем», а замкнутое в нём пространство «жизнью». Сторож границ «круга» - «Левиафан», но это ни «Диктатура», ни Конституция и не «Концлагерь». Ему ещё нет имени. Оно ещё только зарождается. Не торопитесь назвать его. Присудите ему имя, когда оно созреет и человечество увидит плод своего бытия, хотя бы за тысячу прошедших лет до настоящего момента. Для прогнозирования скорого будущего человека, выборка в тысячу лет достаточна, но есть опасность ошибиться в методике, как в ней ошиблись и Макиавелли, и Гоббс.   

Россия переживает сегодня патологическое недоверие людей друг к другу. Но оно не вызывает реакции возмущения и «общественность» с этим стерпелась. Все хотят жить лучше, чем на скромные средства заработной платы, но мало кто знает, где «взять» дополнение к вменяемому доходу. Поэтому каждый берёт дополнительно там, где может не взирая ни на какие приличия, воруя и незаконно присваивая себе чужое.

Вообще, это не легенда, что древний Рим начал разрушаться с момента, когда высокое служение империи постепенно было переориентировано на успех знатных семей, с благополучия всей страны, на частный дом и круг частной собственности. Мы не можем спрогнозировать положение страны ни на один день вперед, притворяясь, что имеем и знаем законы «жизнедеятельности» человека. Таких законов просто нет, потому что жизнь нельзя заменить, какой-либо другой рациональностью беспрекословного подчинения. Человек свободен от всего, даже от своего выбора. Жизнь человека – парадокс! Он не понимает сам себя. И как только он начинает понимать себя, его жизнь прекращается или заканчивается. Ему становится не интересно жить и, если он от этого не умирает, то сходит с ума. Это не лучший вариант. И многие случайности становятся закономерностью, когда они осуществляются с устойчивой периодичностью, и ими заняты или увлечены массы людей. Любое массовое движение людей, без учёта причин возбуждения, видимых и не видимых, невозможно.

Методы установления психического здоровья для политиков не «запрещены», но и не поддерживаются врачебной практикой, потому что, среди политических деятелей нет психически здоровых. На всех один диагноз. Но этот факт не должен являться угрозой нашему отчаянию. Мы, как здоровые и воспитанные люди, должны относиться к этому снисходительно, как врачи невропатологи к своим пациентам. Слабая активность может быть опасней бурной деятельности. Всё зависит от обстоятельств или его спектра и нашей готовности воспринимать и учитывать этот спектр полностью.

Нет событий, даже происходящих сегодня, которые не вытекали бы из всей прошлой жизни человека. Никто не знает, как трансформировались чувства человека за его жизненный период, осознанный им или не осознанный. Как изменились чувства радости или чувства скорби и другие человеческие порывы. Ресурсы человеческой жизни истощаются и их нельзя постоянно компенсировать, ни хорошим питанием, ни крепким сном, ни комфортными условиями. Всё, что мы имеем, кроме здоровья, не продлевает нашу жизнь.

Не стоит обольщаться буржуазным бессилием. Чтобы разбогатеть нужно время и хорошая гражданская служба на незаметном общественном или государственном посту в звании не ниже, чем «Председатель». А механизм обогащения на должности приходит и осваивается сам собой. Я не стану спорить ни с кем по поводу своего мнения, оно индивидуально и в этой «индивидуальности» оно только и может сохраняться. Поставлю тот же вопрос перед нашим всенародным вождём, который озвучил Пилат во времена Иисуса: «Что есть истина»? Или сегодня нет ответа на прошлый вопрос, как не было его и тогда. Истина только в одном, что мы живём, а как мы живём к «истине» не имеет никакого отношения. Формулировка вопроса Пилата была правильной. Но этот вопрос всегда преждевременный!  Мы имеем право иметь «частную» или лучше сказать - личную Веру.

Стремление к власти является прямой причиной твёрдой настойчивости доказать своё превосходство и пороки души. Жажда власти может быть подчинена самым низменным состояниям или мятежу души. И пророчество вовсе не человеческое действие.

Социализм в России не закончился и не может быть побеждён окончательно. Ведь лучшей социальной идеи не предложено, а прошло уже более тридцати лет. Это внушительный срок для государственного становления. Никто до настоящего времени, кроме Владимира Владимировича, не взял на себя политического риска и ответственности за защиту и безопасность государства. Российскому народу такая защита не представлена. Государство и народ нищают и, значит, отпадает обязанность подчиняться кому-либо, даже тем, кто именуют себя государственниками, которых хорошо оплачивает государство или какие-либо «союзы», богатых граждан. Соотношение предоставляемых государством благ и правовой защиты населения определяет крепость государства, его политическую конструкцию. Известный Гомер «Одиссеи» внушал своим героям, чтобы они заботились о доброй славе против страха позора у будущих поколений.

По каким причинам мы не в состоянии оценить наше положение в современном обществе и что является причиной этого? Кто в России, например, еще в 1984 году мог знать, что произойдёт с ней через семь лет? Мы просто ни тогда, ни сейчас не видим «лестницу властей». Иерархия власти размыта всякими общественными «учреждения», фактически находящимися на государственной службе и государственном неплохом обеспечении. Кому это нужно? Или это поддержка власти, без которой она не может обойтись, её неприступная крепость!

Можем ли мы, без упрёков, понять нашу историю, в том виде, которую Россия пережила с начала ХХ века и переживает по сегодняшний день. Или кроме смут в этой долгой истории ничего другого не было. Но важно другое – закончился ли период смут или мы просто отвернулись от них от безнадежности ожидания перемен и психической усталости? Угрозы для Российского государства никакой нет. Если есть угроза от неё можно защититься, адекватными мероприятиями. Но как найти или определить эти мероприятия, когда нет конкретной угрозы. Всё рассыпется моментально. Так произошла социалистическая революция в России в 1917 году, так произошла и революция Гайдара в 1991 году. Так произойдёт и революция, не имеющая до своего совершения достойного имени. Сохранение общественного порядка и безопасность страны психологически понимаются по-разному. В социологии они как бы сближаются, если иметь в виду конкретное состояние дел или натуральное положение дел.

Правосознание чиновников вывернулось «наизнанку». В осуществлении государственных функций, возложенных на них, они руководствуются не столько правом, сколько личным интересам, проявлением которого они уничижают правовые основы государства, к исполнению которых призваны. Откуда иначе возникает невыносимое состояние напряжения, снять которые могут только полицейские силы и государство, не имея других убедительных аргументов, вынужденно к ним прибегать или их использовать, увеличивая напряжение.

Предполагалось, что в коммунистическом обществе нарушения правопорядка никак не будет связано с экономическими, социальными или культурными интересами, как с объектами самоуправления. Естественное право это ни что иное, как требование справедливости. Абсолютная монархия способна принимать решения в борьбе противоположных интересов парламентских партий, и тем самым отстаивает государственный интерес. Но при этом, конечно, мы не можем вернуться и воспользоваться средневековым мышлением или нас всё равно обвинят в этом.

Время требует решения. Псевдо-учёность не может заменить «правильного» отношения к социальной, экономической и политической жизни. Его определяет материальное состояние общества, его терпение к совокупным условиям бедности и беспределу богатства богатых. Народ подчинен своему представлению о богатстве и бедности. Никакой сходимости в этих понятиях нет, и оценка того и другого всегда будет занимать крайне противоположные позиции. Со временем человечество поймет, что для равного материального благополучия лучшей формой является «диктатура», устанавливающая справедливость, не как философскую размытую категорию, а как многопараметровую величину благосостояния, ниже которой нельзя опускаться ни при каких условиях. Но это не осуществимо нигде и никогда, если вы извращенно понимаете слово «диктатура» и так, и не так, как его понимал Карл Маркс – диктатура над бюрократией или «рационалистической» диктатурой.

Социализм в мученьях прошёл положенный ему путь и в социальных и экономических муках, полуживым был по-варварски похоронен. Народ будет ждать его возвращения, как «второго пришествия», не считаясь со временем. Рост культа Сталина – первый тому сигнал. Народ не может жить без идеи и надежды на лучшую или хорошую жизнь. Одновременно с этой надеждой в нём живёт усталость и отчаяние от не сбывающихся надежд, как факторы его готовности к новому злу. Ради благополучного мира, человечество всегда готово к войне и своей готовностью сдерживает её. Такова природа человека, ему необходимо время, чтобы развиться и не зависеть жизненно от своего материального положения. Человечество ещё вернётся уже не к религиозной, а «научной» идеи – «Святого (человеческого) духа» без «Страшного Суда». Миф об исторической миссии людей на планете «Земля» ещё теплится и даже возгорается и в следующем веке он станет поглощающем девизом и намерением. К управлению государствами должны прийти умные «старцы» - они больше думают о «вечной» будущей жизни, чем сорвавшиеся с цепи спортсмены, думающие только о личных победах. В будущем спортивные соревнования будут отвергнуты. Останутся только «показательные» выступления, сравнимые с искусством и в ранге искусства, а не состязания. Человек отвергнет или изживет в себе большинство животных инстинктов, приняв как образец поведения разумные суждения и размышления на основе морального воодушевления. Мы стоим на пороге новой мировой истории человечества. Но она наступит без катастрофы, как это всегда происходило на «земле», а значит совсем незаметно и главное без революционных свержений. Путем убеждения протестующих групп и классов, которые уже применялись, путем взаимопонимания и согласия, без насильственных действий. До тех пор, пока мы находимся в области экономических отношений прошлых веков – материального производства - в них мы ничего изменить не можем. «Компьютер» или «производственный автомат», каким бы универсальным его ни создать, не сможет добывать уголь или нефть без помощи человека. И не исключено, что труд такого агрегата будет стоить дороже труда тысячи рудокопов. В мире экономике стоимость единицы продукции всегда будет играть определяющую роль. Мы должны добываемые богатства в форме денег, вновь вкладывать в производство, как «проклятые», из-за того, что мы не знаем меры ни для своей жизни, ни для своего обогащения. И мы не можем разорвать этот замкнутый круг, так как нам не хватает ни ума, ни жизненного опыта. Посмотрите в каком объёме человечество тратит свои и природные ресурсы, не считаясь с экономикой, как с мировым явлением. Это происходит потому, что человек, как и всякое животное не дорожит своей жизнью на земле. Именно животность человека не позволила ему с самых первых шагов прийти к мысли о вечности жизни, чтобы научиться ей дорожить. Заря человеческой жизни ещё не взошла, а мы уже готовы погрузиться во тьму или оставаться во тьме и не торопиться из неё выйти.

Деньги – инструмент или институт самообслуживания. И больше они ни для чего другого не пригодны.  Из большой мировой экономики деньги должны быть изъяты. Замена им уже предлагалась и неоднократно. Но человек бережет свою отсталость, так как его развитие от него не зависит. Он всегда будет «средним человеком», пока не придёт и не освоит мысль, что жизнь каждого человека нужна и необходима обществу и она бесценна только в этом понимании. Недоразвитые люди совершили ошибку приняв деньги за признак богатства, не подумав о последствиях, которые они породили вместе с богатством. На богатстве сошлись все аффекты ненависти и презрения к самой жизни, порождённой Всевышним или «Природой». Никакая цивилизация не спасет мир, если её «поступки» не совпадут с замыслами самой Вселенной. Российская Дума лишь корпорация, «денежных мешков» или их, или ими уполномоченных людей, которых даже на плахе, не повернется язык, назвать их - «народными представителями».

Люди, стремящиеся к богатству и славе готовы терпеть оскорбления с большим равнодушием, не считаясь ни с чем, кроме своих чувственных желаний, быть на виду даже при слабом характере.  Но не стоит по этому поводу, возбуждать ненависть одних граждан к другим. Это ничего не изменит, потому что вражда не есть способ восстановление справедливости. Насколько опасны эти высказывания сегодня, когда отвержение от мировых (международных) войн может вновь обратить нас к войнам гражданским, если мы вообще не устраним понятия ненависти и, вытекающих из неё состояний войны. Сегодня есть очаги войны в Карабахе и на Украине, которые по сути являются гражданскими. И как можно победить в войне, если побеждать некого. И подписание мирных соглашений в таких войнах, как мы видим, не гарантирует мира. Гитлер начал другую войну с СССР, когда существовал мирный договор о ненападении.

Социальная политика всегда проводится в чьих-нибудь интересах и в чью-нибудь бескорыстную пользу, и не трудно сказать в чью, если смотреть на события внимательно! Всегда в пользу правительства или в пользу его посредников. Народ живет бедно, но все противоправительственные выступления носят скорее политический характер, чем экономический. После социализма граждане ещё не скоро научаться раздельно выражать свои политические и экономические требования, привыкшие не разделять их при свергнутом социализме. Но через тридцать лет, если кто-то из «вождей» не обратит свой взгляд на прошлые сравнения, они станут только литературным приёмом, но я его с оправданной необходимостью использую и сейчас.  Человек, совершивший зло в форме общественного акта, не может уже дальше жить без злобы. От него будет исходить неисчерпаемое горе.       

Во введение к «Левиафану» Гоббс открыто говорит: … «искусством создан тот великий Левиафан, который, называется Республикой или Государством, и который является искусственным человеком…» Гоббс увидел в государстве - за пять веков до Грефа - «искусственный разум» и был высоко прав, выдвинув такое убеждение. Машина или автомат способны делать меньше ошибок, не отвлекаясь на другие дела и не имея других установок, кроме заложенных в её программе. Но исправление «машинной» ошибки может стоить в тысячи раз дороже, ошибки, допущенной человеком. Человечество за время своего существования сделало неисчислимое множество ошибок и, может быть, пострадало от этих ошибок, но кто это заметил? Ведь ни одна ошибка не привела к исчезновению человечества, и оно продолжает и продолжит своё существование, пока в этот процесс не вмешается Грех. Или другой столь же великий финансовый гений, которые не могут понять, что сколько бы не иметь денег – они не заменят и куска хлеба.

Последние мнения
Григорий Трофимчук
Реклама