Купирование массированных ракетных и ракетно-авиационных ударов - одна из главных задач современных систем ПВО-ПРО Воздушно-космических сил России на наиболее ракетоопасных балтийском и карельском воздушных направлениях.
Купирование массированных ракетных и ракетно-авиационных ударов стратегическими крылатыми ракетами «Томагавк» (UGM/RGM-109E «Tomahawk Block IV»), малозаметными тактическими ракетами большой дальности AGM-158B JASSM-ER и другими средствами воздушно-космического нападения является неотъемлемым и пунктом в списке задач, выполняемых современными сетецентрическими системами ПВО-ПРО Воздушно-космических сил России на наиболее ракетоопасных балтийском и карельском воздушных направлениях.
И ничего удивительного здесь нет, ведь в условиях сохраняющейся тенденции к повышению градуса военно-политической напряжённости на условном (а порой и предэскалационном) Европейском театре военных действий, стратегически важные военно-промышленные и административные объекты РФ именно на этих направлениях автоматически превращаются в наиболее приоритетные цели для тактической и стратегической авиации Объединённых ВВС НАТО, а также для ударных атомных субмарин класса SSGN «Огайо» и эсминцев УРО класса «Арлей Бёрк», являющихся носителями тысяч «Томагавков». Но столь ли беспрецедентен и незыблем противоракетный потенциал зенитно-ракетных полков 2-й и 5-й дивизий противовоздушной обороны ВКС России, ответственных за формирование мощного «противоракетного зонтка» над Псковской, Ленинградской и Московской областями.
Проведя даже достаточно поверхностный мониторинг российского медиапространства, можно обратить внимание на тот факт, что новостные разделы буквально каждого именитого информационного издания (от ТРК «Звезда» до «РИА Новости») с завидным постоянством пестрят публикациями о невероятно плотном и «непробиваемом» «заслоне ПРО», который формируют над вышеуказанными областями зенитно-ракетные дивизионы комплексов средней и большой дальности С-300ПС, С-300ПМ1, С-400 «Триумф», а также «Бук-М2Э», входящие в состав зенитно-ракетных полков 2-й и 5-й дивизий ПВО. Тем не менее, столь пафосная и ура-патриотическая патетика верна лишь наполовину и весьма поверхностно отражает истинное положение дел.
Данное утверждение справедливо лишь применительно к средневысотным и высотным участкам воздушно-космического пространства над европейской частью России, которые тщательно «просматриваются» (на расстоянии от 100 до 300 км) радиолокационными обнаружителями ВВО 96Л6 и 9С18М1-3 «Купол», а также радарами подсвета и наведения 30Н6Е, 92Н6 и 9С36, входящими в состав зенитно-ракетных комплексов С-300ПС/ПМ1, С-400 и «Бук-М1».В то же время, низковысотные участки воздушного пространства, находящиеся в диапазоне высот от 20 до 70 м, «просматриваются» вышеуказанными радарами на дистанции порядка 20 - 38 км, что обусловлено явлением радиогоризонта, зависящим от кривизны земной поверхности и высоты естественных объектов рельефа местности. Именно на низковысотных участках воздушного пространства проходят траектории полёта стратегических крылатых ракет «Томагавк» и малозаметных тактических ракет JASSM-ER.
Следовательно, ввиду рассредоточенности позиций зенитно-ракетных полков С-300ПС/ПМ1, С-400 и «Бук-М2Э» на обширных территориях Ленинградской, Московской и Псковской областей (от 70 до 80, 100 км и более), а также лишь 30-38-километрового охвата низковысотных участков воздушного пространства радарами подсвета целей 30Н6Е, 92Н6 и 9С36, в небе над европейской частью России формируется ряд «слепых брешей», недосягаемых для обзора и огневой работы данных зенитно-ракетных комплексов. Через эти «слепые лазейки» в глубь воздушного пространства над Западным военным округом могут прорваться сотни крылатых ракет противника различных типов.
И даже их обнаружение и взятие на сопровождение самолётами дальнего радиолокационного обнаружения А-50У, с дальнейшей выдачей целеуказания на пункты боевого управления «Трёхсоток», «Четырёхсоток» и «Буков-М2», не позволит обеспечить перехват, поскольку в данных ЗРК применена полуактивная радиолокационная система наведения зенитных ракет 5В55Р, 48Н6Е и 48Н6ДМ, требующая постоянного подсвета целей вышеперечисленными радарами наведения вплоть до уничтожения объектов. На загоризонтных дальностях (более 38 км) прямой видимости между радаром наведения ЗРК и целью не может быть априори. Вывод: подсвет целей для зенитных ракет, оснащённых полуактивными радиолокационными ГСН, будет невозможен.
Исправить данную ситуацию сможет лишь незамедлительное принятие на вооружение зенитно-ракетных полков войск ПВО-ПРО, прикрывающих Псков, Санкт-Петербург и Москву перспективных зенитно-ракетных комплексов С-350 «Витязь» и «Бук-М3». Боекомплекты данных комплексов, впервые в истории Войск ПВО России, представлены сверхманевренными зенитными управляемыми ракетами 9М96ДМ и 9М317М, оснащёнными активными радиолокационными ГСН, не нуждающимися в подсвете со стороны радаров наведения. А поэтому уничтожение загоризонтыных объектов, скрывающихся в «слепых зонах», станет рядовой задачей, равно как и купирование массированных ударов со стороны ОВВС НАТО.