Традиционный лофт имеет ряд критериев, которые вряд ли покажутся приемлемыми для постоянного проживания в таком помещении.
Действительно, открытое пространство с самым минимальным количеством перегородок в сочетании с грубостью стен и обнаженностью коммуникаций совершенно не способствует созданию атмосферы «уютного домашнего гнездышка». А во-вторых, однородность и приглушенность цветовой гаммы в сочетании с жутковатым ощущением заброшенности помещения в котором по какому-то недоразумению или стечению жизненных обстоятельств поселились люди, не спасают даже яркие арт-объекты и стильная мебель.
Нужно отметить, что этот формат родился далеко за океаном. В годы кризиса, бушевавшего в Америке, появилась городская программа, в ходе которой старые заброшенные заводские помещения, железнодорожные склады, фабричные корпуса стали отдавать под жильё, которое постепенно начало заселяться людьми. Так, собственно, и родился стиль, название которого в переводе означает «чердак».
Естественно, современный лофт-стиль перетерпел существенные изменения в части эстетического «тюнинга» и «очеловечивания», но подавляющее число россиян до сих пор как-то не очень готовы проживать в окружении атрибутов заводского уныния, предпочитая лофтам самое обычное и традиционное жилье. И совершенно не удивительно, что эксперимент, связанный с попыткой вывода такого продукта на консервативные региональные рынки, провалился сразу же и провалился с треском. В итоге региональные застройщики решили не мудрить и заводские корпуса без лишних колебаний массово пошли под ковши экскаваторов и гусеницы бульдозеров. А вместо них начали появляться многоэтажные новостройки, минуя всяческие эксперименты и прочие «столичные штучки-дрючки».
Впрочем, отдельные здания «свечных заводиков», расположенных в черте российских городов и особенно в центральных районах, где построить многоэтажку по тем или иным причинам возможным не представлялось, сохранились первозданном виде и до наших дней, естественно, пройдя через жернова редевелопмента, как объекты коммерческой недвижимости. Сегодня в них располагаются творческие мастерские, офисы, небольшие клубы, музеи, кафе и иные досуговые заведения. А еще в середине «нулевых» очень популярным был такой формат, как частные мини-пивоварни со своим ресторанчиком в стиле лофт. У регионалов, не избалованных разнообразием жизни, такой досуговый «сюрприз» пользовался неплохим спросом, предоставляя возможность горожанам не только попить пивка, но и совершить небольшую экскурсию по пивоварне, соприкоснувшись с таинством приготовления животворящего напитка. И, тем не менее, если в регионах где-то существуют еще и жилые лофты, то это настолько единичные случаи, являющиеся исключительно чьей-то частной инициативой, что нам об этом ничего не известно.
А вот в столице жилье в формате «лофт» - не редкость. Мария Литинецкая, управляющий партнер компании «Метриум», участник партнерской сети CBRE, сообщила, что в Москве на данный момент реализуется 8 лофт-проектов половина из которых расположена в пределах Центрального административного округа столицы. И почти все они относятся к сегменту бизнес-класса, за исключением только одного проекта, позиционирующегося как «комфорт». Спрос на этот продукт, безусловно, существует, но вряд ли стоит ожидать некой «революции» и роста предложения в этом, достаточно специфическом сегменте рынка столичной недвижимости. И в первую очередь из-за ограниченности целевой аудитории.
«Как правило, лофты интересуют представителей богемы, творческих профессий, обеспеченную молодежь, молодых бизнесменов, а также экспатов. Но, если в целом, то эти покупатели не образуют большой доли среди потенциальных клиентов всего рынка новостроек. А, если учесть среднюю стоимость «квадрата» в таких проектах, достигающую 240 тыс. рублей, а также принять во внимание средний бюджет покупки (порядка 13-14 млн рублей), то такой продукт не интересен клиентской аудитории массового сегмента.\», - рассказала Мария Литинецкая.
Нужно еще добавить, что все представленные на столичном рынке лофт-проекты относятся к апартаментам. Впрочем, для покупателей лофтов такое «поражение в правах» критичным не является – отсутствие «прописки» их беспокоит меньше всего. А вот с учетом того обстоятельства, что застройщики в свои лофт-проекты включают не только хороший набор коммерческой инфраструктуры - кафе, рестораны, салоны красоты, фитнес-клубы и т.п. - но и предоставляют достаточно интересные дизайнерские решения, спрос на лофты по-прежнему остается стабильным. И, как говорят в таких случаях, на вкус и цвет…
«Я полагаю, что лофты будут долго удерживать свою нишу на рынке. По своему функционалу у такого жилья есть даже преимущества. Среди них и большая площадь остекления, и высокие потолки, и просторные помещения, и, конечно же, очень интересный дизайн», - добавила Мария Литинецкая.
Похожей точки зрения придерживается и Ксения Харкевич, директор департамента офисной недвижимости компании ILM, рассказав о том, что за прошедшие годы в Москве появилось большое количество лофт-пространств, преобразованных из бывших фабричных производств в арт-кластеры, офисные комплексы и даже жилые кварталы. «Красная роза», «АРМА завод», «Большевик» - это лишь малая часть названий, которые давно уже прочно ассоциируются в сознании с лофтами.
Но, если, например, «Трехгорная мануфактура», «Красный октябрь», «Винзавод» - это примеры того, как бывшие фабричные корпуса с минимальными вложениями превратились в арт-пространства, то «Даниловская мануфактура», «Арма», «Большевик» - наоборот, результат комплексного редевелопмента заброшенных производственных территорий и появления на их месте современных жилых и офисных помещений в бывших заводских зданиях.
«Но, действительно, такой подход к использованию наследия дореволюционной России характерен только для Москвы и Петербурга (редевелопмент территории «Новой Голландии»). Примеры сноса старых производственных комплексов и строительство на их месте жилых кварталов связаны и с упрощенной процедурой получения разрешения на строительство, и с отсутствием столь массового количества запросов на креативные пространства», - сообщила Ксения Харкевич.
При этом нужно понимать, что лофты подходят далеко не всем людям. Не стоит игнорировать и высокую стоимость коммунальных платежей. Кстати, последнее обстоятельство является очень серьезным минусом жилых лофтов.
Не все так радужно обстоит и с коммерческим использованием такой недвижимости – все большее и большее количество компаний предпочитают для себя небольшие офисы или вообще перемещаются в коворкинг-центры. Впрочем, многие крупные и сильные компании тоже не рассматривают для себя такой формат.
«Например, известные юридические фирмы или международные консалтинговые компании, такие как Baker McKenzie или PwC, не будут рассматривать данные пространства в качестве альтернатив для размещения своих офисов, так как специфика деятельности данных компаний предполагает кабинетную планировку, большое количество переговорных, что в помещениях с высотой потолков от 4 метров сложно реализуется просто технически», - добавила Ксения Харкевич.
Нужно признать, что время комплексного освоения производственных пространств и превращения их в лофт-кварталы прошло, на сегодняшний день в столице осталась лишь одна площадка, способная вызвать интерес у девелоперов – территория «Красного Октября». Остальные же проекты – это точечная реконструкция отдельностоящих зданий. Но это совершенно не означает, что мы быстро забудем, что такое лофт. Спрос на такой формат будет существовать до тех пор, пока он будет соответствовать ценовым ожиданиям покупателей или арендаторов. А ожидания, скорее всего, имеют тенденцию на снижение стоимости.
Столичные риэлторы разделяют мнение экспертов, утверждая, что не существует такой недвижимости, которую нельзя продать – все дело действительно в цене. И даже бочка, подобная той, в которой проживал Диоген, рано или поздно, но тоже найдет своего покупателя, если его устроит стоимость. Не Диогена, конечно, а покупателя или арендатора. И чем не недвижимость?