Куда ведет пуповина от питерского мусора? Вы когда-нибудь заглядывали в мусорный бак? Если да, то помните: некрасиво, грязно и плохо пахнет, гадость в общем….
Другое дело, когда пластик, бумага, стекло, текстиль, пищевые - и все по отдельности. И глазу приятно, и природе полезно.
Тем не менее, именно грязные и вонючие смешанные отходы, как непутевое дитя, профильные власти Санкт-Петербурга никак не выпустят из рук. Как и предполагалось несколько месяцев назад, эти потоки с переполненного полигона “Новоселки” требовалось перенаправить кучно в русло другого предприятия под неусыпный правительственный контроль. И эта цель достигнута. Какой ценой - поговорим позже.
Год назад, когда тень региональных операторов неотвратимо нависла над регионами России, мы как-то по наивности думали, что хорошо бы, если бы Региональным оператором в Санкт-Петербурге стало государственное предприятие. Например, ГУП МПБО-2. Такое предприятие, руководимое властями, неукоснительно реализовывало бы правильную региональную политику в области обращения с отходами.
Тогда мы еще верили, что в никудышную Территориальную схему внесут актуальные изменения и она станет тем, чем и должна стать по задумке законодателя - руководством к действию для всех игроков рынка отходов на благо нации и окружающей среды. Также наивно мы считали, что требования законодателя надо исполнять, а значит, как ни крути - а должна появиться в Санкт-Петербурге отдельная Региональная программа по отходам.
Наша цель - целевые показатели.
Что по факту мы получили? Территориальную схему ни на грамм не улучшили, необходимость разработки региональной программы - проигнорировали, целевые показатели по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов слились в экстазе воедино для большей внушительности. И не просто целевые показатели, а трио “обработка-утилизация-обезвреживание”. Спросите, чего я так прицепилась к этим целевым показателям? Да дело в том, что целевые показатели - это именно то, что будет индикатором для нас с вами: то делает Региональный оператор, или не то.
Обработка - это манипуляции с отходами перед тем, как начать перерабатывать. Например, их сортировка, досортировка, мойка, флотация и т.п. Обработка - это еще не утилизация. Это подготовительный этап.
Утилизация - это производство из вторсырья продукции. Например, получение из ПЭТ-бутылок полимерных гранул, которые впоследствии станут сырьем для флисовых кофточек и скамеек.
А обезвреживание - это может быть сжигание, а может просто “убийство” патогенной микрофлоры методом биобарабанного компостирования, как например, на том же самом ГУП “МПБО-2”. Как мы видим, ни один из заложенных в городские планы целевых показателей не подразумевает раздельный сбор отходов, а “обезвреживание” - это и вовсе троянский конь: сегодня биобарабаны, а после реконструкции - печь с колосниковыми решетками. И пойди поспорь, что нарушение. Обезвреживание - и все.
Также никого не смутило, что это разные способы обращения с отходами, и их нельзя складывать, а на результат этого “сложения” невозможно равняться. К 2020 году Комитет по благоустройству Санкт-Петербурга обещает жителям 38 с хвостиком % этого странного коктейля.
Забрать себе и обезвредить.
Итак, в конкурсе на регионального оператора в обоих лотах победил …. сирый, убогий, убыточный и требующий реконструкции “ГУП МПБО 2” Победил только потому, что подал заявку первым. В критической питерской ситуации с мусором это, оказывается, определяющий фактор. Да и немудрено: конкурс-то проводился на рождественских каникулах, и кто мог догадаться, что Комитет по благоустройству объявит конкурс “под елочку”, кроме подведомственного ему предприятия?
Вы думаете, я против ГУП “МПБО-2”? А вот и нет. Мы гордимся тем, что у нас есть такое предприятие с уникальными мощностями биобарабанного компостирования. Ведь если их реконструировать под компостирование пищевых отходов, то можно покрыть все потребности города по переработке органической части ТКО. А собрав отдельно органику, мы не только обеспечим компостом все Садово-парковое хозяйство города, но и сохраним высокие потребительские качества оставшихся фракций для дальнейшей переработки.
Беспокойство внушает не “личность” регионального оператора, а те условия, на которых ему придется работать.
На сегодняшний день целевые показатели, заложенные в госпрограмму Санкт-Петербурга “Благоустройство и охрана окружающей среды” ни разу не намекают на то, что город планирует развивать систему раздельного сбора ТКО, ну и соответственно мощности для переработки собранного вторсырья. Я уже не говорю про раздельный сбор органики.
Что день грядущий нам готовит?
А что же вытекает из запланированных целевых показателей и выигранного контракта? Пока ничего оптимистичного.
Во-первых, Региональный оператор может не педалировать раздельный сбор отходов, потому что обязанность “обеспечить поэтапное внедрение” у него есть, а цифры, к которой он должен стремиться - нет.
Во-вторых, речь по прежнему идет о сортировке смешанных, ведь МПБО-2 “заточен” под сортировку смешанных отходов и компостирование извлеченной из них загрязненной органики.
В-третьих, под утилизацией и обезвреживанием городские власти как раз и подразумевают производство грязненького компоста. Обезвредили, да еще и продукцию произвели. Продукция эта уже имеет 5 класс опасности. Т.е. ею можно рекультивировать полигоны. Например, полигон “Новоселки”, который по чистой случайности и является филиалом ГУП “МПБО-2”. Но она не годится для сельского хозяйства. Именно поэтому на сайте написано “Реализация компоста для рекультивации карьеров, полигонов и несанкционированных свалок”.
И еще один пикантный момент: Региональному оператору придется работать не только без Региональной программы, но и по старой Территориальной схеме. В которой еще обозначен действующий, а не законсервированный, полигон “Новоселки”. А Региональный оператор должен Терсхему выполнять.
Так что все сходится: все смешанные отходы пойдут или на МПБО-2 или в область на помойки; извлеченное на МПБО-2 вторсырье - на продажу; оставшиеся отходы, чудесным образом превратившиеся в компост, - на полигон “Новоселки”.
Помоги себе сам.
К сожалению, принцип “сама, сама, сама” стал принципом гражданского активизма. Как вы видите, рассчитывать на то, что властям виднее, не приходится. Зрение у них, может, и хорошее, но смотрят они не туда, куда надо. Поэтому, если вы хотите, чтобы в Санкт-Петербурге не было нужды ни в новом полигоне где-нибудь под вашим окном, ни в МСЗ под окнами у ваших родных и близких, нужно добиваться правильного обращения с отходами. Ох, как я не люблю этого слова “добиваться”... все-то приходится бить. А так хочется конструктивно и в рамках правового поля...Давайте попробуем? Напишем в федеральные органы власти, в надзорные органы власти, в Совет по правам человека, опять же, обратим их внимание, что законодательство нарушается, что иерархия по обращению с отходами не соблюдается, поручения Президента проигнорированы
С каждого по письму - в каждый двор по контейнеру для вторсырья.