Коронавирус, карантин и последовавший затем мировой кризис больно ударили по гражданской авиации. За полтора года отрасль потеряла более 100 миллиардов долларов.
В локдаун объем перевозок в России и в США упал почти наполовину, а в Европейском Союзе – на 2/3. Даже по самым оптимистичным прогнозам (в том числе Евроконтроля) относительно восстановления отрасли возвращение гражданской авиации на докризисные объемы перевозок ожидается только в 2023 году. Впрочем, есть авиакомпании, которые, в общем и целом с последствиями коронавирусной пандемии уже справились, и что приятнее всего, многие из них имеют российскую прописку.
Вторая половина 2020-го и начало 2021 года показали, что в странах и регионах, где внутренние перевозки имеют большое значение, восстановление гражданской авиации идет опережающими темпами. И Российская Федерация с ее огромными расстояниями и множеством часовых поясов прекрасный тому пример. В первый коронавирусный год объем перевозок у нас упал на 46 процентов, а к середине второго уже практически восстановился.
Европейские перевозчики могут только позавидовать таким результатам, поскольку после катастрофического сокращения перевозок (на 2/3) в 2020 году, к середине 2021 года отрасль смогла отыграть только половину потерь. Впрочем, Евроконтроль смотрит на ситуацию оптимистично, заявляя о том, что восстановление перевозок идет по самому оптимистичному сценарию. Правда, если в регион придет новая мощная волна коронавируса, вынуждая местные власти вводить очередные ограничения на свободное перемещение граждан между странами, то сроки возвращения европейской гражданской авиации на докарантинные позиции снова увеличатся.
Пусть нас догонят
Но если европейским перевозчикам еще только предстоит возвращение на докризисные объемы, то некоторые российские авиакомпании эту задачу уже успешно решили.
S7 смогла вернуться к докризисным показателям перевозок во многом благодаря тому, что сфокусировалась на внутренних рейсах и в мае 2021 года по сравнению с последним доковидным маем перевезла внутри страны на 29 процентов больше пассажиров. Выросла активность авиакомпании в Закавказье – заметно увеличилось количество рейсов в Азербайджан и Армению (заполняемость кресел на этих направлениях превышает 90 процентов). В результате в августе 2021 года S7 в общей сложности перевезла всего на 3,5 процента пассажиров меньше , чем в августе 2019-го.
«Ural» по итогам июня на 3 процента превысил доковидные объемы перевозок. Этот результат был достигнут за счет активной работы в СНГ. Доля авиакомпании на рейсах в эти страны ближнего зарубежья в 2021 году достигла 19 процентов.
Группа компаний «Аэрофлот» («Аэрофлот», «Победа» и «Россия») также оказалась в мировых лидерах по темпам восстановления перевозок, а основную прибыль группы вполне ожидаемо генерировала «Победа».
Если говорить о состоянии дел в российской гражданской авиации в целом, то за первую половину 2020 года все отечественные авиакомпании перевезли лишь на 20 процентов пассажиров меньше, чем за аналогичный период прошлого года. На международных направлениях, правда, просадка все еще достаточно велика - 33 процента.
Черное море спасло отрасль
Статистически, международные рейсы всегда были самыми выгодными для российских авиакомпаний. Но в условиях жестких коронавирусных ограничений им нашлась практически равнозначная замена: Симферополь, Сочи, Анапа и Геленджик. Заполняемость кресел на этих направлениях в 2021 году достигла 90 процентов, пассажиропоток, по сравнению с 2019 годом, увеличился вдвое.
Если в июне 2019 года из Домодедово в Сочи вылетало по 90 рейсов в неделю, то через два года уже 170! Точно такая же ситуация наблюдается в Симферополе, Геленджике и Анапе, куда самолеты из Москвы также стали летать практически в два раза чаще. Причем, это оживление затронуло не только регулярные, но и чартерные рейсы, основным драйвером роста которых стали клиенты премиальных классов.
Впрочем, хороший рост пассажиропотока показали не только черноморские курорты. На 30 процентов стало больше пассажиров в аэропорту Новосибирска. Калининград за последний год прибавил 42 процента трафика.
Но к середине 2021 года для всех, в том числе и для авиационных властей стало понятно, что российские черноморские курорты не резиновые и они уже практически достигли предела пропускной способности. Поэтому для сохранения положительной динамики восстановления отрасли ей нужно было дать новое ликвидное направление перевозок, которым в итоге стала Турция. В августе к ней добавился Египет. Да, в расписании аэропортов московского авиаузла стоит всего около 30 прямых рейсов в неделю на курорты Красного моря, но ближе к Новому году, с завершением пляжного сезона в Турции их число гарантированно увеличится до нескольких сотен.