Коронавирус нанес сокрушительный удар повсей мировой экономике, нонекоторые ееотрасли пострадали сильнее других. Речь впервую очередь идет осфере туризма иавиации, вчастности.
Даже после частичного снятия ограничений на полеты между некоторыми странами объемы воздушных перевозок сегодня составляют не более 15 процентов от уровня прошлого года. По оценкам ведущих экспертов и аналитиков, вернуться к докризисному положению отрасль сможет не раньше 2023 — 2024 года. Однако, на общем безрадостном фоне есть как минимум одно исключение, которое в этот кризис чувствует себя просто прекрасно. Имя этого исключения — джетшеринг.
Прежде чем говорить о популярности джетшеринга, стоит объяснить, что это вообще такое? Само слово джетшеринг произошло от англ. «jet» — самолет и «share» — делить и, как несложно догадаться, предполагает совместное использование частного лайнера. Такая услуга успешно существует в мире уже довольно давно, только вот подается за рубежом не с таким налетом роскоша и шика, с которым в России.
Как это устроено в мире: бизнес-джеты ставятся под шеринг между городами, между которыми нет прямого сообщения. Или есть, но рейсы не удобны пассажирам; или же их недостаточно... В основном, джетшеринг популярен на бизнес-направлениях или такими рейсами летают на какие-то большие спортивные или культурные события. Используются при этом легкие самолеты или даже дешевые пропеллерные (до 8 мест), которых в России почти нет.
У нас всё несколько иначе: на рынок нашей страны уже приходил глобальный лидер этой индустрии, но большого успеха не снискала. В итоге, компания поработала здесь около трех лет и ушла, не дождавшись пандемии. О причинах порассуждаю чуть позже, просто оставлю это здесь как факт.
Тем не менее, сейчас джетшеринг стал весьма популярным у наших соотечественников: сейчас летают туда, где большие русские общины, а регулярное авиасообщение отсутствует. За примером далеко ходить не нужно: как только Черногория первой открыла границы и стала принимать только самолеты с числом пассажиров на борту не более 10 человек, сразу же появился спрос на это направление (большим лайнером лететь нельзя, а лететь-то хочется). Это направление удачно сочетало в себе и бизнес, и отдых, поэтому мы с партнерами запустили рейсы в Тиват, а чуть позже открылись Кипр и Лазурный Берег, по схожим причинам, но с большими ограничениями. Кстати, рейсы в Черногорию до сих пор остаются самыми дешевыми из регулярных джетшеринговых направлений (до 3500 евро/кресло, против до 4500 евро/кресло в Ларнаку и до 5500 евро/кресло в Ниццу).
Сейчас заканчивается сезон, мы потихоньку сворачиваем джетшеринговую программу в Тиват и запускаем новую в Дубай. Посмотрим, будет ли она также успешна, но учитывая, что билеты на регулярные рейсы уже трудно найти — уверен, спрос будет.
Не смотря на это, я считаю, что как только пост-ковидная реальность начнет возвращаться в норму, джетшеринг либо полностью исчезнет, либо останется на редких направлениях. Конечно, приятно вылететь за границу на частном самолете, но одно дело, когда ты арендуешь весь самолет и совсем другое — когда делишь его с незнакомыми людьми. Кроме того, в большом самолете у пассажира есть собственное кресло и зона, прилегающая к нему, причем у всех одинаковая, а в бизнес-джете все места разные. Есть места на диване, за столом, «по ходу движения» и «против», с монитором и без. Расстояние от соседа гораздо меньше и невозможно отгородиться. Но есть и неоспоримые плюсы — частные терминалы, удобные времена вылета, меньшее время регистрации.
Для меня очевидно, что с нормализацией ситуации в гражданской авиации, часть сегодняшних пассажиров джетшеринга вернется в кресла бизнес-класса на регулярных рейсах, хотя найдутся и те, кто уже не согласится отказываться от бизнес-джетов и сохранит верность деловой авиации и после окончания пандемии.