Эта пословица как нельзя лучше демонстрирует истинное положение дел в школьном питании в новом учебном году.
Сколько бы не устраивалось форумов и круглых столов, не издавалось бы нормативных актов, не ложилось на стол бодрых отчетов о готовности школ, настоящее положение дел начало выявляться буквально 1 сентября.
И оказалось, что не все так гладко, как рапортовали. Проблемы самые разные, это и нехватка кухонного персонала, и неоконченные ремонты пищеблоков, и отравления в школах, но от недоработки взрослых страдают дети.
Так, в Туапсинском районе к 1 сентября не смогли организовать питание в 12 школах, так как комбинат школьного питания оказался без поваров и кухонных рабочих. Причина - продление курортного сезона и низкие зарплаты в комбинате социального питания по сравнению с гостинично-туристическим бизнесом. В комбинате оперативно подняли зарплаты поварам до 29 тысяч рублей, и пообещали, что проблема будет решена в течение 3 дней. Но две школы еще остаются на сухих пайках.
Похожая ситуация в Костромском лицее №2. Школьная столовая в начале года оказалась не укомплектована кухонным персоналом. Несмотря на то, что дети младших классов должны получать бесплатный горячий завтрак, им предложили питание в своеобразном «походном» режиме, делая упор на готовые продукты: бутерброды, пирожки, фрукты, отварные яйца, соки и напитки.
В ситуацию пришлось вмешаться губернатору Костромской области Сергею Ситникову. Вопрос был поднят на областном еженедельном совещании. Сразу же были приняты необходимые управленческие решения.
Татьяна Скачкова, начальник управления образования администрации г. Костромы заявила: «В помощь лицею были определены профессиональные повара, которые помогают справиться с объёмом питания. Договорились о помощи студентов кулинарных техникумов. Студенты приходят к нам на практику, есть договорённости о продолжительной практике, что укладывается в образовательные программы учреждений, техникума или колледжа питания и позволяет на будущее закрепить молодых специалистов».
В Димитровграде и вовсе сорван ремонт пищеблока. Подрядчик уже два раза переносил сроки, сначала обещал сдать 15 августа, затем 6 сентября, но воз, как говорится и ныне там.
По словам Уполномоченного по защите прав детей в Ульяновской области Екатерины Смороды, эти обещания «являются несбыточными по причине чрезвычайно низких темпов работ и малых рабочих сил на реализацию объемов».
Непонятно, почему заранее нельзя было увеличить количество рабочих, чтобы вовремя отремонтировать школьную столовую, но в итоге более 400 детей перевели на обучение во вторую смену в школу №17, там же в сопровождении родителей питаются 18 детей-льготников. По отдельным предметам введено дистанционное обучение. Родителей о принятом решении поставили в известность 1 сентября.
В понедельник на штабе по развитию региона врио губернатору Алексею Русских доложили, что подрядчик усилил бригаду до 8 человек, предварительно срок завершения работ обозначили на 15 сентября.
В первые же дни начала учебного года в Нижегородской гимназии №13 произошел скандал. У 24 учеников зафиксировали симптомы жесткого отравления. Позже областной Минздрав сообщил, что школьники больны норавирусом, а следователи возбудили уголовное дело.
Родители учеников школы №30 в Южно-Сахалинске недовольны питанием, которое предоставляет учреждение. По их словам, детей делят на льготников и платников, раздавая им разное меню. Одна из жительниц областного центра, которая является матерью-одиночкой, пожаловалась, что льготникам давали омлет, а остальные дети ели курицу с картошкой. Она считает, что таким образом в детях развивают социальное неравенство.
Как пояснили в министерстве образования Сахалинской области, учащиеся первой смены обеспечиваются бесплатным горячим завтраком, вторую смену кормят обедом. Питание детей за счет родительских средств ведут по дополнительному меню, стоимость которого оговаривается на родительских собраниях. Таким образом, взрослые самостоятельно решают, на какую сумму будет питаться их ребенок.
Владимир Чернигов, Президент «Института отраслевого питания», отмечает, что первыми, кто узнает, как и чем кормят ребенка в школе – это родители. Важность родительского контроля не зря обсуждается на самом высоком уровне. «Родители являются полномочными представителями детей как потребителей услуги и не только могут, но и обязаны знать, как представляется услуга школьного питания, - считает эксперт, - родители в этом процессе, по сути, основная движущая сила. Это их личный интерес, это интерес всего общества и всей страны».
Однако сейчас важно сместить курс с «родительского контроля» на «родительское участие». Это поможет сменить отношение с обвинительно-проверяющего на совместно-заинтересованное и в результате сделать школьное питание качественным, вкусным и полезным.