Многие задают вопросы, связанные с выходом из нашей Ассоциации узкой группы сверхкрупных банков.
Вокруг этого было много обсуждений и в июле, когда 17 июля восемь банков написали заявление о выходе, и в августе было несколько раундов обсуждения в прессе. Сейчас, 12 сентября, мы провели Совет, (до этого Совет был 26 июня, мы собираемся раз в квартал), на котором удовлетворили просьбу о выходе этих банков из АРБ. Они уже с 17 июля не являются членами Ассоциации, потому что новый Гражданский кодекс фиксирует право участника ассоциации с момента заявления выйти из нее. Поэтому мы всего-навсего отразили это в наших протоколах.
Тем не менее, это вызвало ряд вопросов: банки ушли, а как Ассоциации будет дальше работать без них? Я уже многократно объяснял ситуацию, но буквально несколько комментариев. Ассоциация российских банков состоит из нескольких сотен банков. Уход 8 участников, 10 участников и даже 20 участников, - это, конечно, очень болезненный процесс, но, к сожалению, за последние четыре года число банков в нашей стране сократилось на 350 банков, и значительная их часть была членами ассоциации. Так что мы теряли банки на протяжении длительного периода, чуть ли не ежемесячно.
Выход банков их ассоциации - это болезненный процесс, но, в то же время, право любого банка - уйти из ассоциации или подать заявление на вступление в ассоциацию. Ассоциация – это не 3-5-10 и даже не 30 банков. Это объединение множества участников, которые видят смысл в том, чтобы свои усилия совместно направлять на решение корпоративных коллективных интересов, вопросов, проблем. И принцип, который заложен в Ассоциации российских банков – «один банк - один голос» независимо от его размера, масштаба, влияния, авторитета, участия или неучастия государства, - мы стараемся свято блюсти, и, наверное, он вызывает у кого-то недовольство и негодование. Потому что, если я большую долю занимаю на рынке, я бы хотел, чтобы со мной по-особому считались, чтобы мое мнение превалировало над мнением других. Тем более, если мы втроем занимаем больше половины рынка.
Но наша логика – логика моих коллег в ассоциации и членов Совета ассоциации – такова, что такой подход может реализовываться в акционерных обществах, когда ты долей пакета определяешь свое влияние. Но в некоммерческих объединениях нет «доли», каждый должен быть в равных условиях. Конечно, авторитет и влияние на рынке учитывается, но вырабатываемые решения направлены на то, чтобы найти общие интересы, общее объединяющее начало участников рынка, и между участниками общего гораздо больше, чем противоречий.
И, видимо, это является неким камнем преткновения. Мы его преодолели и, я думаю, будем и далее преодолевать. Потому что принцип «один банк - один голос» очень важен для выработки объективной общей позиции, защищающей интересы системы, а не какой-то отдельной группы. Я думаю, что эта тема для дискуссии может иметь продолжение, потому что она многогранная и сложная. Но сегодня хотел бы вам сказать, что мы отстояли этот принцип. Недовольные этим принципом решили уйти из АРБ, ничего страшного в этом нет.