В последнее время очень много моих коллег высказались о ситуации вокруг одного из крупнейших мировых предприятий по производству амиака, компании «Тольяттиазот» (ТОАЗ).
Напомню, что конфликт вокруг ТОАЗ продолжается уже более 10 лет и все неприятности у предприятия начались после покупки известным «поглотителем» компаний и владельцем «Уралхима» Дмитрием Мазепиным миноритарной доли в 10%. И после этого произошел целый круговорот событий. От попытки захвата через подделку собрания акционеров (захватчик Евгений Седыкин получил уголовный срок), до подброса наркотиков финансовому директору и обнаружения скрытой ячейки ИГИЛ на территории предприятия, в которой также обвинили собственников (был найден тайник с оружием, боеприсамами, взрывчаткой, литература ИГИЛ и т.п.). Громкие дела со временем развалились и те люди, которые еще недавно рапортовали на центральных каналах о достигнутых успехах в борьбе с терроризмом, сейчас сидят в следственном изоляторе и пишут письма Чайке и Бастрыкину рассказывая о схеме финансирования заказчиками противоправных действий в отношении собственников ТОАЗ (см. письмо бывшего охранника Бориса Безезовского Сергея Соколова).
В то же самое время миноритарный акционер Дмитрий Мазепе обвинил собственников ТОАЗ в хищении продукции комбината, но как пишет «Бизнес ФМ»: «Обвинение выглядит немного странным. Там сказано, что владельцы контрольного пакета продали аммиак и карбамид на 85 млрд рублей, а миноритарии из-за этого недополучили дивиденды. Хотя решение о выплатах принимается общим собранием акционеров, и миноритарии в нем тоже участвуют». Евгений Минченко в своем телеграм-канале написал про конфликт вокруг ТОАЗ следующее: «Если говорить о крупном бизнесе, то его проблемы часто связаны с обвинительным уклоном правоохранительной системы и попытками «недружественных поглощений». Возьмем пример борьбы за «Тольяттиазот», которая длится уже более 10 лет… При желании силовые структуры могут легко заблокировать деятельность любого предприятия. И тут набор инструментов велик. От обысков, выемок, блокировки счетов, до уголовных дел и выдавливания бизнесменов из страны.
Ставка на крупный бизнес, завязанный на членов Политбюро 2.0, и госкорпорации помогает смягчить для них последствия санкций, но не создает возможностей для расширения бизнеса менее крупных игроков».
А Никита Кричевский и вовсе негодует, что обвинение против собственников ТОАЗ готовится юристами Дмитрия Мазепина: «…есть один факт, что вгоняет в ступор: «прокуроры со стороны гособвинения при оглашении доказательств используют ТАБЛИЦУ, в которой в короткой форме даны подсказки прокурорам на ключевые вопросы судебного обсуждения, то есть «вопросы и ответы» или Q&A на современном языке». Причем, точно такая же таблица была замечена в руках представителей «Уралхима» г-на Мазепина! Это уже край.
Я с большой долей вероятности предполагаем, что таблица действительно есть и подготовлена она юристами «Уралхима» (в ней, кстати, есть отсылки на утратившие силу правовые акты), дело в другом. Это до какой же наглости нужно дойти, чтоб не стесняясь, на заседании суда в открытую пользоваться шпаргалкой, не удосужившись ни переписать, ни хотя бы прикрыть ее для блезиру. Хапнули денег от рейдеров, так отрабатывайте, а не подставляйте заказчика!»
Уже всем очевиден факт захвата предприятия. Уже все смеются над очередным уголовным делом против собственников, вынужденных уехать из России чтобы не «сесть» за очередной проплаченный фейковый спектакль с «маски-шоу».
При этом собственники, несмотря на все уголовные дела и попытку отобрать предприятия продолжают в него инвестировать. Продолжают бороться, не дают захватить, закредитовать, вывести все самое ценное и «слить», как происходило с большинством бизнесов, доставшихся Дмитрию Мазепину. Как пишет «Комсомольская Правда» вот лишь часть финансовой ситуации вокруг Дмитрия Мазепина: «Возможно, причина в том, что у предприятий группы «Уралхима» есть существенные долги. Как писали «Ведомости» (07.11.2017), «превращение «Уралкалия» в частную компанию затянулось из-за большого долга. Компания отказалась от листинга на Лондонской бирже в декабре 2015 года», причем с 2013 года у «Уралхима» есть кредит от «ВТБ Капитал» в размере 4,5 млрд. долларов (около 245 млрд. рублей по тогдашнему курсу), взятый на покупку пакета в «Уралкалии» под залог приобретаемых акций предприятия, сообщают «Ведомости». Становится очевидным, что для решения своих финансовых трудностей Уралхиму нужна новая «кормушка».
В современной России любое маломальски прибыльное предприятие имеет «крышу». А если нет, то оно существует недолго. Моментально появляются кредиторы, банки просят досрочный возврат кредитов, возбуждаются надуманные уголовные дела, потом по классической схеме происходит продажа предприятия за копейки третьей стороне а через полгода ее покупает бенефициар, стоявший за «заказом». Со времен 90-х годов поменялся только инструментарий. Раньше это были обычные рейдеры с бейсбольными битами, а сейчас мы имеет дело с гринмэйлом (кто не знаком с этим термином, приведу его расшифровку: Гринмейл - это высокоинтеллектуальное вымогательство, принцип которого основан на покупке миноритарием ряда акций с последующим предложением продать эти акции по более высокой цене, данные действия происходят с угрозами поглощения предприятия, натравливании государственных проверок, срыва собраний акционеров компании, создания помех в функционировании предприятия. Частота случаев применения гринмейла на предприятиях значительно растет с каждым годом).
Сейчас наша страна находится в эйфории от роскошно проведенного Чемпионата Мира. На мой взгляд, лучшего в истории футбола. И в глазах мирового сообщества мы получили колоссальный имиджевый долгосрочный эффект. И настало время совершить и колоссальный прорыв в ведении конкурентной борьбы в России. Наше правительство сейчас пошло более простым путем через изъятия денег у населения. Этот путь неоднократно применяли все известные исторические деятели и он всегда был тупиковый, но давал краткосрочный эффект. Более сложный путь - это создание свободного конкурентного поля. Да это не один год, но как мы видим по примеру цивилизованных стран, богатое, защищенное, с работающими законами общество, делает богатыми не только людей, но и государство, которое получает колоссальные налоги. Таким образом государство богатеет ВМЕСТЕ с населением. И это, на мой взгляд, ключевое условие для роста экономики. И пока не произойдет реформа системы управления, реформа судов, силовых структур, мы так и будем бороться с симптомами, а не с болезнью целиком.