Когда маленькому ребенку нужно дать горькую таблетку, сообразительная мать смешивает ее с чем-то сладким. Я предпочитаю варенье. Таблетка не становится сладкой, но ребенку она кажется менее противной. Этот психологический прием широко применяют в разных областях человеческого взаимодействия, особенно, когда надо оппонента убедить в чем-то “незаметно” для него самого. В большом количестве правды “плавают” частички лжи, но их трудно разглядеть из-за правдивых фактов.
Много о мифах про мусоросжигание написано у общественного движения “РазДельный Сбор”. Но все же приведем пример и поучимся отделять “таблетки” от “варенья” более наглядно.
Компания РТ-инвест, дочерняя компания госкорпорации “Ростех”, продвигающая проект "Энергия из отходов", в рамках которого в стране должны появиться россыпи мусоросжигательных заводов, на страницах своих сайтов и пабликов говорит правду, неправду или скромно правду умалчивает.
1. Правда в том, что термическое обезвреживание отходов действительно входит в перечень основных направлений государственной политики в сфере обращения с отходами (89 ФЗ “Об отходах производства и потребления” ст.3).
Неправда в том, что поддерживая в первую очередь строительство МСЗ, правительство не нарушает закон.
Скромно умалчивается о том, что вообще-то основные направления госполитики перечислены в порядке приоритетности, а термическое обезвреживание находится в конце списка. Иерархия - это вам не меню в ресторане: начну, с чего хочу, хоть с десерта...
2. Правда в том, что при сжигании твердых коммунальных отходов (ТКО) будет образовываться тепло и электроэнергия. Ну, этим никого не удивишь: всегда при сжигании вырабатывается тепло. У костра, надеюсь все сидели?
Неправда в том, что это возобновляемая энергия, потому что ТКО произведены из невозобновляемых ресурсов, таких как нефть и газ.
Скромно умалчивается о том, что эта энергия не нужна россиянам - в России профицит генерирующих мощностей.
3. Правда в том, что при сжигании отходов образуются диоксины, фураны, бензпирены и прочая гадость.
Неправда в том, что можно осуществлять непрерывный мониторинг диоксинов.
Скромно умалчивается о том, что анализ на содержание диоксинов проводится только в нескольких лабораториях страны по очень неприличным ценам за “штуку”.
4. Правда в том, что отходов действительно образуется с каждым годом все больше, и 4 МСЗ в Подмосковье их все не сожгут.
Неправда в том, что мусоросжигание и утилизация могут развиваться параллельно. Самые горючие фракции как правило и самые востребованные у переработчиков. Это значит, что внедрение раздельного сбора отходов сильно “ухудшит” экономику сжигания.
Скромно умалчивается о том, что в Европе уже наблюдается стагнации уровня рециклинга из-за ошибочной ставки на технологии мусоросжигания. МСЗ очень дорогие и строятся на десятилетия, и если больше перерабатывать, то нечем будет мусоросжигательных драконов кормить. А это все - контракты, штрафы, неустойки…. и все это ложится на плечи налогоплательщиков.
5. Правда в том, что при сжигании ТКО объемы отходов сокращаются.
Неправда в том, что шлаки можно использовать в дорожном строительстве. В нашей стране на это нет подходящих ГОСТов.
Скромно умалчивается, в каких именно странах и какие компании применяют шлак для производства асфальта.
6. Правда в том, что сжигание производится при очень высоких температурах.
Неправда в том, что никакого обезвреживания не происходит, и сжигая отходы 4 класса опасности, мы получаем высокотоксичную золу. Настолько высокотоксичную, что решая проблему свалок для твердых коммунальных отходов 4 класса опасности, мы будем вынуждены найти места для захоронения золы.
Скромно умалчивается, что и сама Швейцария вынуждена часть отходов от мусоросжигательных заводов экспортировать в Германию за деньги.
Немного больше правды можно почерпнуть из обзора статьи о проблемах утилизации швейцарских опасных отходов.