Когда, как не в «День России», имеет смысл посмотреть на новейшую историю страны максимально обобщенно, с высоты, так сказать, птичьего полета, отвлекаясь от политики – от всех этих либерализмов, коммунизмов, русских и прочих наци(онали)змов…
Все это суета сует, а основа-то всегда сугубо материальна. Если взглянуть на последние лет 30 под таким углом, то что общего мы увидим?
«Смелая, однако, попытка! – не удержится уже в этом месте какой-нибудь скептик. – «Последние лет 30» - это что же, с 1988 года?! Так в этот период что только не уместилось! В 1988 был еще СССР, перестройка, строительство коммунизма, «мир, водка, Горбачофф», дешевая нефть; потом вдруг – битвы за демократию, американская гуманитарная помощь, Ельцин на танке; потом голод, приватизация, челноки, в общем – лихие 90е – и опять дешевая нефть; дальше – Путин, вставание с колен, дорожающая нефть, потом Медвед с айфоном и «свобода лучше чем свобода» или как-то в этом духе; потом опять Путин, опять вставание с колен, захват Крыма, Сирия, дешевеющая нефть, дорожающая нефть… что может быть общего?!»
Тем не менее одно общее во всем этом калейдоскопе все-таки просматривается. Нефть дорожает и дешевеет, на смену коммунистам приходит либералы, их сменяют крепкие хозяйственники, потом гебисты, потом вообще бог знает кто, с Америкой то дружим, то ссоримся, перспектива ядерной войны то кажется абсолютно невероятной, то вдруг приближается и становится почти осязаемой – а общее меж тем все равно проявляется, несмотря на все «перемены».
Какой же процесс все эти годы неумолимо разворачивается на просторах нашей богоспасаемой России? Он идет и сейчас, и мы все его хорошо чувствуем. Более того – пожалуй, я зря заговорил лишь о последних 30 годах; скорее всего, он пошел много раньше, причем именно он, возможно, явился одной из главных скрытых причин большинства событий в так называемой «политической жизни страны».
Если читатель до сих пор не догадался, о чем речь – что ж, не буду больше томить. Я говорю о процессе ухода государства из социальной сферы. В общественной жизни происходили всякие катаклизмы, уходили одни люди, приходили другие, изменился сам общественный строй – но одно оставалось неизменным: государство последовательно, одно за другим, сбрасывало с себя социальные обязательства.
Процесс – когда неспешно, когда побыстрее – шел одновременно во всех сферах: в образовании, в здравоохранении, в управлении ЖКХ, в культуре – да в чем угодно. Едва ли не первой государство сняло с себя заботу о трудоустройстве граждан, затем – о поддержании существующих рабочих мест, дальше – по нарастающей. Медицина и образование все более явно переводятся на полностью платные рельсы, сама по себе бюджетная, она же социальная, сфера подвергается постоянной «оптимизации» (то есть сокращению) – причем как в главном (например, закрываются сельские школы и отменяются автобусы с электричками), так и по мелочам – например, исчезают бесплатные детские кружки. Примеров можно приводить множество, собственно, любые «открытые линии» начальства с народом из них состоят примерно полностью. Что-то закрывают официально, от чего-то отказываются явочным порядком, под девизом «да, вы имеете право, но у нас нет денег».
Что особенно любопытно – неуклонная поступь процесса «стряхивания соцобязательств» все эти годы почти не зависела от благосостояния казны. Ладно – конец 80-х и 90е, когда государство было действительно нищим, а рубль «деревянным»; мало что изменилось и в «тучные нулевые», когда вроде бы в стране забил фонтан нефтедолларов. Но нет – памятная «монетизация льгот» (по сути, отказ государства от массы предоставляемых льгот) случился именно в «нулевые», при Путине. Закрытие тех же сельских школ шло (и идет) тоже при Путине. Закрытия районных больниц, массовые сокращения учителей и врачей – тоже при нем.
Теперь вот заговорили о «повышении пенсионного возраста», что тоже трудно воспринимать иначе, как частичный отказ государства от своих уже пенсионных обязательств. Я же говорю – это поистине фронтальное сворачивание участия государства в социальном обеспечении, во всех его формах. Это как отлив.
Еще один интересный момент – процесс «ухода из социалки» идет в стране параллельно с усилением централизации (последний прерывался и даже обращался вспять лишь в первой половине 90-х). То есть государство не только неотступно вытягивает деньги из социальной сферы, но и одновременно тянет их из регионов; в результате в «Центре» (то есть в Москве и отчасти в Питере) эффект «усыхания социалки» отчасти сглаживается – а вот «на местах», в провинции, уже действительно местами «обнажается дно» - то есть люди живут в пространстве, где почти отсутствуют какие-либо госуслуги в принципе (включая не только «роскошь» типа школ и больниц, но и фундаментальные вещи типа дорог, мостов, очистки воды, поддержания ЖКХ и вообще инфраструктуры).
Интересный вопрос – почему это так. У меня есть гипотеза, которая, впрочем, никому не понравится.
Есть подозрения, что страна, еще в свою бытность СССР, с дикой кровью и издержками строившая свою Утопию – «Государство всеобщего благосостояния», в какой-то момент (и, видимо, довольно рано) проскочило некую «точку равновесия». То есть размах-то был большой – сделать так, чтобы у всех были пенсии, у всех бесплатное медобеспечение, всем квартиры с практически бесплатным ЖКХ, бесплатное образование вплоть до высшего, лагеря, санатории, все бесплатно и всем желающим, и т.п. Но все это – и довольно быстро – уперлось в НЕДОСТАТОК СРЕДСТВ И РЕСУРСОВ.
Причем дело не только в бесхозяйственности и головотяпстве, «в коррупции», как сказали бы сейчас. Причина, скорее всего, глубже – ресурсов на все это великолепие просто в принципе НЕТ.
Утрируя, можно сказать так: возможно, реально у страны ресурсов – чтобы каждому дать в зубы пенсию 2 тысячи рублей и два раза в течение жизни вылечить один зуб от кариеса. ВСЁ! А государство замахнулось на пенсию с 55 лет и полностью бесплатное здравоохранение. А нет, шалишь. Из ничего ничего не бывает.
Исходя из этой теории, историю краха совка легко описать: сначала постоянные дефициты то того, то другого (на всех не хватает), потом влезание в долги, потом конец.
Беда в том, что и с крахом совка баланс не выправился. Стал чуть менее угрожающим, но все равно минусовым. И вот все последние десятилетия самые разные политические силы, оказавшиеся у власти, так и этак продолжают сокращать «вклад государства» - но баланс остается недостижим.
Скорее всего, баланс в этой концепции вообще невозможно выправить. Территория у нас неподходящая для этого, климат не тот. Окраина мира. Если бы не нефть – давно бы загнулись. Надо менять концепцию Централизованного Государства, Которое За Все Отвечает. Ослаблять вертикальные связи, отдавать самостоятельность, словом, не стесняться принципа «спасайся, кто может!»
Скажу парадоксальную (именно в виду очевидности) вещь: Россия - страна нищая. Объективно. Все ее "несметные богатства", которые будто бы залегают в "богатейших недрах", на самом деле не важны, потому что реальные богатства любой страны - то, что ее люди умеют ДЕЛАТЬ. С минимальными затратами и по приемлемой цене. С этим у нас, увы, всегда был затык.
Однако к такой дикой крамоле никто в стране не готов. Поэтому ползучий уход будет продолжаться – пока дело все равно не придет к тому же. Само.