Когда-то давно, еще в прошлом десятилетии, я написал статью "Бунт приживалов" - о том, что жители РФ, по сути, недееспособны, и поэтому никаких выборов им просто не положено.
Там разбирался показательный случай с жителями городка Сасово, которые вздумали провести местный референдум против строительства в своем районе некоего химзавода, провели - но на референдум и на жителей все закономерно наплевали с высокой березы (напрашиваются некие аналогии с сегодняшними бунтами в городках Подмосковья, не правда ли?)
Там были такие пассажи: "Тепло зимой в домах, здравоохранение, безопасность на улицах и борьба с криминалом – все эти ЖИЗНЕННЫЕ потребности сасовцев удовлетворяет Центр; не жители Сасово! А как же называются обычно люди, которые неспособны сами удовлетворять свои жизненные потребности, давайте вспомним?
Правильно: такие люди называются недееспособными.
Конечно, и у Центра никаких своих денег нет. Но мы знаем, откуда он их берет: от продажи нефти и газа, вестимо. Собирает эти деньги, аккумулирует – и потом веером распределяет по всей необъятной «России-матушке». И на эти деньги в том же Сасово люди лечатся, пережидают в тепле зиму, учат детей, худо-бедно получают защиту от бандитов. ЖИВУТ, короче говоря.
И чиновники в районе знают, что их главное дело – правильно распределить дотации, падающие на них сверху, из области. И чиновники в области знают, что они будут бессильны, если не получат причитающееся из бюджета РФ… То есть из Москвы. Из Кремля.
Так кто же такие, с точки зрения всех этих чиновников, для смеха объединенных в «партию» «Единая Россия», те же самые жители Сасовского района, так некстати устроившие свой потешный референдум?
В старом русском языке для обозначения этого понятия было чудесное слово: приживалы. «Приживалами» называли прибившихся к господскому дому странных людишек, которых барин или барыня терпели из милости и для развлечения: не прогоняли, позволяли иногда питаться с барского стола, давали кров где-нибудь в дальней комнате или в помещении для дворни.
Сегодня в России, где 2/3 бюджета составляют доходы от экспорта нефти и газа, «приживалами» является большая часть населения РФ… с точки зрения власти, конечно.
Да и сами посудите, скажет Вам любой чиновник. Вот, допустим, вы содержите семью на 30 тыс. рублей в месяц, причем из них 20 тыс. ежемесячно дает вам дядя; так кто реально содержит вашу семью – вы или дядя? Вопрос по меньшей мере щекотливый…
Вот такое – в высшей степени простое – объяснение наличного отношения власти в России к «выборам» и «народовластию». Это – бирюлька, выданная шутам на потеху, чтоб не скучали и господ развлекали. Не более того. Так мама с папой умильно улыбаются, когда детишки путем «голосования» определяют, в каком порядке им делать уроки или чья очередь мыть посуду. В этот момент гордые родители даже согласны поговорить о «невиданной гражданской зрелости» или не по годам «мудрых решениях» своих чад. Однако совсем иной будет реакция, если те же дети голосованием определят, что папе, к примеру, вовсе ни к чему ходить в сауну и пить пиво с друзьями, а будет куда лучше, если он сей же день купит каждому сыну по велосипеду. Тут мы наверняка и услышим сакраментальное насчет того, что «демократия – это не вседозволенность!», а может, дойдет и до ремня.
2/3 – это 2/3. «Картина мира» нашей власти предельно проста, наглядна и логична. Кто владеет нефтью и газом, тот, по сути, содержит Россию. На сегодня (и, подразумевается, навсегда) нефтью и газом владеет Кремль. Следовательно, Кремль и содержит Россию! Содержит ВСЮ: от Калининграда до Владивостока. Содержит, прекрасно понимая: стоит ему прекратить вливания – и «на местах» все РУХНЕТ. Просто потому, что там, на местах, дебет уж очень сильно не сходится с кредитом. И Кремль знает, что на местах это тоже прекрасно знают.
А коль так: какие, извините, могут быть референдумы? Приживалы не голосуют.
Был такой старый анекдот, еще начала 90-х:«Чего добивается Аграрная партия? – Аграрная партия требует: государство, наконец, должно накормить своих крестьян!»
Так вот это, оказывается, никакой не анекдот. Мы так живем.
Самое смешное, что наша сверхзависимость от нефтегаза - для мира никакой не секрет. Еще в 2014 году один из самых известных спикеров Республиканской партии США Линдсей Грэм публично выдал следующее: «Россия – это просто нефтегазовая компания, прикидывающаяся страной». Аналогия тоже очень прозрачная, хотя и обидная. Но персоналу компании, понятно, тоже никто не доверит голосованием избирать владельцев компании или даже своих начальников. Максимум - бригадиров, в рамках какого-нибудь "бригадного подряда" или "месячника ударного труда". Что по факту мы в России и имеем.
С этим наши патриоты всегда пытаются спорить, уверяя, что доля нефтегазовых доходов в бюджете РФ составляет никакие не 2/3, а "всего" 1/3. Но это если лукаво считать, прикидываясь совсем тупым. Уже давно такие подсчеты разоблачил Мовчан:
"На первый взгляд Россия совсем не нефтегазовая компания. Доля производства нефти, газа и их производных в ВВП за последние 25 лет не превышала 26,5%, доля экспорта нефтегазовой индустрии не выходила за 14,5% ВВП – вполне скромные цифры. Именно ими оперируют «защитники» экономической стабильности России. Но не все так просто: даже если формально три четверти ВВП России не происходят из нефтяных скважин, это еще не значит, что они не зависят от нефти – вопрос, например, в источниках финансирования этих ненефтяных частей ВВП.
Более точный анализ выглядит несколько менее оптимистично. 29% ВВП в России дает торговля. Примерно 60% товаров Россия импортирует за счет поступлений от экспорта, а в экспорте безраздельно доминируют нефть и газ. Выходит, что к доле нефти и газа в ВВП надо добавить еще 17,5%.
Далее, 20–22% ВВП в России составляют государственные расходы. Их источником являются доходы консолидированного бюджета, не менее 60% которых формируются за счет НДПИ, акцизов, экспортных пошлин, НДС на импорт и прочих налогов на нефтегазовый сектор. Это еще 13% добавки к «нефтяному ВВП».
Так, только крупными мазками мы получаем, что 57% ВВП России являются нефтезависимыми. А есть ведь еще прямой приток нефтедолларов, преобразующийся в инвестиции и расходы на другие сектора экономики, в дополнительное потребление и прочее. Этот объем очень трудно посчитать; по спорным оценкам, это в последние годы где-то 10–13% ВВП, и наша цифра поднимается до 67–70%". http://carnegie.ru/commentary/61056
То есть все-таки да - приживалы. Глупо спорить.