Пока Китай находится на траектории обретения собственного суверенитета в финансово-экономическом и технологическом аспекте, - он относительно незаметен.
Но наступит момент, когда Китаю станет тесно в собственных границах и потребуется переконфигурация мирового геополитического пространства в интересах Китая.
Уже сейчас наблюдается подчинение (вхождение в безусловную зону китайских интересов) таких стран, как Вьетнам, Бангладеш, Лаос, Таиланд и Индонезия (КНДР по умолчанию), ощутимое усиление влияния на Филиппинах и Малайзии, экспансия в Африке. При этом достаточно ограниченный, сдержанный интерес относительно стран бывшего СССР.
Как видится, наиболее вероятная стратегия Китая в этих странах заключается в трех плоскостях поиска потенциальной экономической и политической выгоды.
Первое – это переформатирование промышленного сектора низких переделов (производство одежды, обуви, деревообрабатывающее производство, примитивная промежуточная продукция и всякий дешевый ширпотреб), который становится все менее рентабельным непосредственно в Китае по мере роста благосостояния китайцев. Перевод низкодоходного производства из Китая в сопряжённые с Китаем азиатские страны (в перспективе возможна Индия).
На 2018 год средняя начисленная заработная плата китайцев составляет свыше 950 долларов в месяц и около 800 долларов для промышленных работников. С 2010 долларовый доход удвоился, с 2007 утроился, а за 15 лет вырос в 8 раз (!). Китай 2018 – это вам не Китай 1998, когда многие промышленные работники работали за 50 баксов буквально, по сути за бак бензина и чашку риса. Отбросьте эти глупые стереотипы и ложные данные. Китай намного вырос за 15-20 лет. Это другая страна.
Для сравнения, в России долларовая зарплата в 2018 около 650 баксов по сравнению с 700 в 2010, 530 в 2007 и 180 в 2003. Уже сейчас в России получаются в 1.5 раза меньше китайцев при том, что одежда, обувь и потребительское барахло в 1.5-3 раза дороже (и по некоторым позициям и в 10 раз дороже, особенно на компьютерные провода, батерейки), чем в Китае (привет торговым барыгам, налогам и таможенным пошлинам), т.е. по ППС на потребительское барахло (не считая услуг) средний россиянин беднее среднего китайца раза в три-четыре.
Но сейчас не об этом. Китайская зарплата уже обгоняет наиболее обеспеченные страны Восточной Европы (Польшу и Чехию), при этом вышеперечисленные страны Азии имеют доходы в 3-4 раза ниже (в долларах) китайских. Производить ширпотреб в Китае становится все менее выгодным. В силу своих масштабов и налаженной промышленной и логистической инфраструктуры конкурентное преимущество Китая все еще очень высоко, поэтому закрытие низкопередельных промышленных кластеров не носит каскадный характер, но и не видно энтузиазма в открытии новых.
За последние 10 лет Китай стал абсолютным мировым лидером по развертыванию промышленной инфраструктуры и заметно лидирует в этом процессе, перехватывая инициативу у прежних лидеров (США, Западная Европа и Япония), практически в точности повторяя путь Запада в Китай. Другими словами, основным поставщиком финансовых и товарно-материальных потоков в указанные страны Азии является Китай, а не привычный Запад. По схожему принципу, но немного в другом разрезе Китай осваивает и Африку.
Этот процесс происходит параллельно с урбанизацией в Китае. Сейчас в Китае примерно 59% городского населения. 15 лет назад было 39%. За 15 лет Китай из деревень и сел в города переселил почти 200 млн человек! Эпохальное движение населения! Сельское население разумеется в силу дефицита знаний и опыта как раз и занимает кластеры низкопередельного производства. Но первое и второе поколение «новых» китайцев переходит на новую ступень развития, получают по 3-4 тыс долларов в месяц в каких нибудь Huawei, а топовые инженеры и по 10-15 тыс баксов, формируют устойчивый средний класс, отстраивают ультрасовременную урбанистику и двигают китайский прогресс вперед. Одновременно с этим вытягивая и средний доход для низкопередельного производства ровно также, как это происходит в США, Германии или Швейцарии.
Но китайцы, которые получали 50 баксов 20 лет назад, сейчас отстраивая себе роботизированные умные дома в современных небоскребах уже не готовы свои семьи отдавать на заводы по 12-14 часов в день. Для них уже есть более интересный творческий труд, заслужили. Собственно, для этого и нужны более бедные страны Азии, которые будут (пока частично) выполнять ту работу, которую недавно делали китайцы, ну да, вместе с теми, кто продолжает приходить из китайских сел и деревень, а таких еще 40% китайцев.
Второе – Китай, инвестируя огромные деньги в туже Африку создает свои центры влияния, низвергая их в экономическую и политическую зависимость. Пример с ходу. Кения, половина всего импорта в 2017 году из Китая, 10 лет назад было лишь 12%, Нигерия 47% в данный момент всего импорта из Китая против 22% 10 лет назад. Египет почти четверть сейчас против 15% 10 лет назад, Алжир до трети от всего импорта в 2018 против 13-15% 10 лет назад. Логика и тренды понятны?
Китай создает свои зоны в Африке, размещает своих представителей, формирует лояльное Китаю политическое лобби, что в свою очередь по мере экономического роста Африки создает спрос на китайскую продукцию, строительные услуги по созданию энергетической, транспортной, информационной, промышленной, коммунальной и торговой инфраструктуры. Успех Китая в Африке столь велик, что США и тем более Европу там уже никто не вспоминает. Их вес уже стремится к нулю, политику там задает Китай. Ближний Восток сложнее, там пока США, причем не в экономическом, а именно в политическом ключе, но это дело наживное.
Третье. Китайский колониализм конструктивного формата по образу и подобию СССР, когда происходит не разрушение сателлитов, а их развитие и обустройство, что формирует более устойчивый пул союзников. США работают по принципу дикого капиталистического империализма времен Британской Империи, когда путем шантажа, давления, угроз, запугивания и травли подавляется воля и способность к сопротивлению своих колоний и переподчинение с целью грабежа. Эта схема крайне неустойчива по причине подсознательной установки на бунт своих подчиненных ровно также, как и негры рабы времен дикого Запада в США готовы были к бунту и восстанию в любой момент сразу, как только рабовладелец даст осечку, слабину или потеряет авторитет.
Вхождение в зону китайских интересов, по крайней мере сейчас, не предполагает автоматического грабежа по американскому принципу, а наоборот – создает точки роста, развития и как плата за услуги – китайское политическое лобби и экономическая зависимость, в том числе контроль над потоками сырья в Китай.
Все эти действия, по всей видимости, нужны Китаю, как создание более устойчивого плацдарма для будущего реального противостояния с США и коллективным Западом за мировое лидерство. Наступит время, когда Китаю потребуется внешний рынок сбыта для продукции собственной разработки и здесь столкновение с интересами Запада неизбежно. Забудьте про ВТО, нет никакой свободной торговли. Вы никогда не выведите свою продукцию на глобальный рынок в масштабном тираже без геополитического прикрытия. Формируя укрепленный экономический тыл, технологическую и сырьевую независимость, окружая себя зависимыми от Китая союзниками, Китай, в отличие от России, все же сосредотачивается и аккумулирует энергию не в телевизоре на пропагандистских ток шоу.
В очередной раз повторяю, что не упускайте из виду реального мирового лидера в обозримой перспективе. Прогресс Китая слишком силен, чтобы его игнорировать. И не верьте словам китайского руководства, что они не намерены к экспансии. Они пока заняты внутренними проблемами и созданием сверх силы, сверх экономики, интересы который все будут вынуждены учитывать.