Чуда не произошло. Армянский парламент "не прогнулся" под уличную чернь. Теперь ситуация в Армении стала более привычной с точки зрения реалий постсоветского пространства, где народ является объектом управления, а не источником власти.
В каком-то смысле жаль, так как армяне могли продемонстрировать свою цивилизованность в том смысле, что элита страны готова поступиться своими клановыми интересами во имя национального консенсуса. Но чудеса бывают только в сказке, а мы все живем явно не в ней.
Основная проблема постсоветской элиты заключается в том, что она стала ею в силу совершенно случайных и независящих от неё обстоятельств. Предыдущая элита не сумела удержать в руках власть, которая перешла к вчерашним маргиналам, не имевшим в прежней системе не только права на власть, но и возможности в неё попасть - в силу происхождения, а также моральных и деловых качеств. Удержаться у власти первое поколение новой элиты может только силой - политический класс формируется целую эпоху, в ходе которой возникают неформальные правила и общественный договор, которые создают для политического класса (или сословия) консенсус с управляемым им населением. При этом совершенно неочевидно, что предложенный текущей элитой договор будет принят обществом. По России во всяком случае заметно, что даже при тотальном прессе пропаганды и падении всех моральных и нравственных норм, насаждаемых властью, уголовные понятия правящей братвы не вызывают ни малейшего восторга у населения.
В разных постсоветских странах, естественно, обстановка выглядит по-разному, но в целом у новой постсоветской знати нет никаких иллюзий, что кроме насилия, лжи и зачистки любой оппозиции под корень, у неё нет никаких шансов стратегически удержать ситуацию под контролем. В рамках такой логики везде формируются авторитарные режимы той или иной степени жёсткости, где публичная политическая борьба переводится в подковерную аппаратную. Разница двух систем известна: в публичной политической борьбе проигравший всегда имеет гарантии и статус легальной оппозиции, из которой он опять же имеет возможность снова стать властью. В рамках аппаратной борьбы проигравшего ждет деклассирование и изгнание из элиты, что зачастую сопровождается посадкой в тюрьму или смертью.
Аппаратная борьба имеет много отличий от публичной, но главное заключается в том, что здесь вариант "или-или". Нельзя до обеда быть авторитарной диктатурой, после обеда разрешить немножко демократии. Система так не работает.
Проблема в том, что такую систему не получается снести революционным путем. Просто потому, что победители вынуждены в силу текущей необходимости проводить ровно тот же перечень мероприятий, с помощью которых предыдущие пришли и захватили власть ранее. Именно поэтому все "цветные революции" приводят лишь к смене персонажей и внешних сил, на которые они ориентируются, но народ так и остается объектом управления, а значит, исключается из процесса формирования власти.
Выход, безусловно, есть, однако он выглядит пусть и очевидным, но совершенно неинтересен тем, кто пытается свергнуть текущую власть и получить сам ее в руки. Выход - в создании периода антикризисного управления, в ходе которого предыдущая элита полностью лишается не только власти, но и собственности, на ее месте создаются иные механизмы управления собственностью и формирования власти. После чего антикризисное правительство должно уйти практически в полном составе, причем уйти в политическом смысле - никогда более не претендуя на власть. Что, в общем-то, логично: антикризисное управление принципиально отличается от любого "нормального", а потому после того, как создана новая система власти, собственности и управления, должно быть заменено на "нормальное", которое и будет запускать и отлаживать эту новую систему.
На такой подвиг пока на постсоветском пространстве никто не подписывался ни разу, а потому результат всегда один и тот же - одни бандиты и уголовники в лучшем случае уступают место другим таким же бандитам и уголовникам.
Армения в этом смысле мало чем отличается: сегодня у власти так называемый "карабахский клан", который получил ресурс на карабахском конфликте - абсолютно экзистенциальном для всех армян, поэтому герои Карабаха неприкосновенны и сакральны. Чем, естественно, пользуются в полной мере. И точно так же, как везде, в Армении создана авторитарная полувоенная система власти и управления, в которой, конечно, есть декоративные элементы демократии в виде "оппозиции", но система прекрасно управляет такой ситуацией, дозируя допуск "оппозиции" к ресурсам, а потому делая ее вполне управляемой и послушной, вынуждая встраиваться в созданную систему и вести реальную борьбу в рамках аппаратных войн, даже не пытаясь решать задачи через демократические институты, которых, в сущности, нет.
Проблема в том, что невозможно монополизировать все без исключения ресурсы. Есть те, которые в существующей системе ресурсом не являются, а потому любой, кто найдет способ их использовать, получает возможность ведения борьбы с системой за рамками имеющихся правил.
Любая борьба - это соревнование оргструктур и ресурсов. Для успеха борьбы важно получить доступ к ресурсу, сопоставимому с тем, который (которые) имеются у твоих противников, и тогда исход борьбы решается в противостоянии оргструктур и технологий.
Исламское государство (в данном случае это лишь пример) сумело найти ресурс, который в принципе не могли использовать его противники - "дальние" и "ближние". Этот ресурс - смерть. Человека можно лишить всего, но только он решает - как именно он умрет. За кого и во имя чего. ИГИЛ нашел струнки, которые сумел затронуть у огромных масс обездоленного и деклассированного населения, сумел мобилизовать ресурс смерти, поставил себе на службу - и сумел продемонстировать колоссальные возможности людей, готовых умереть ради идеи и мечты. Неважно, каких - важно, что готовых.
Пашинян совершил нечто подобное. Нет, он, конечно, не террорист, но парадокс произошедшего в Армении заключается в том, что народ, который сам по себе является мощнейшим ресурсом, в рамках существующей в Армении политической системы вообще никак не задействован. Существующие схемы и технологии манипулирования задают повестку и правила игры, в которых результат известен заранее, а небольшие флуктуации в ту или иную сторону не имеют ни малейшего значения. Для нас в России это прекрасно известно: какая разница, получит ли Единая Россия конституционное большинство в парламенте или будет иметь только простое. Или вообще не будет ни одной партии, обладающей даже простым большинством. Дума будет штамповать ровно те же людоедские законы ровно таким же голосованием, что и сегодня. Разве что "лидеры" партий будут иметь возможность получать чуть больше плюшек из администрации президента за нужный ей результат. Рутина. В такой системе народ как таковой совершенно не нужен, и если будет поставлена задача провести выборы без его участия, вряд ли система не справится.
Армения - не Россия, но в целом народ для власти тоже требуется только в качестве телевизионной картинки с избирательных участков. Именно поэтому система оказалась совершенно не готовой к тому, что десятки тысяч человек выдвинут не только деструктивные лозунги "Долой", но и вполне конструктивный, сконцентрированный на доверии к протестному лидеру. Причем, как обычно это бывает, реальный человек Пашинян и легенда о нем могут совершенно не совпадать, но пока он будет действовать в рамках созданной народом легенды, у него будет его поддержка.
Легенда Пашиняна и вера людей в эту легенду - это и есть тот ресурс, который никак не вписывается в существующую систему, а потому у нее просто нет механизма противодействия.
Хитрость еще и в том, что заявлено: Пашинян не хочет становиться премьер-министром Армении на последующие пять лет и возглавлять ее правительство всё это время. Он хочет возглавить временное правительство Армении и обеспечить переход к нормальному постоянно действующему правительству. Шаг, уникальный на постсоветском пространстве - во всяком случае, это как раз заявка на антикризисное управление, пусть и не полномасштабное, ограниченное и локальное, но никак не на власть, как таковую:
"...Депутат от блока «Елк» Артак Зейналян заявил, что Пашинян не намерен занимать пост премьер-министра на протяжении следующих пяти лет. Его главная цель — возглавить временное правительство и обеспечить честные выборы, говорит соратник Пашиняна..."
Сложно сказать, насколько Пашинян готов к такому сценарию. Однако главное сказано: речь идет о совершенно нестандартной для бывшего СССР ситуации. Уже поэтому плохо скрываемая неприязнь и даже откровенная ненависть к Пашиняну со стороны российской братвы и пропагандистов СМИ, несущих чушь про "цветную революцию", "руку госдепа" и прочую ахинею. Сам факт того, что власть братвы может быть сметена народом, лидер которого имеет весьма рабочую повестку, потенциально ликвидирующую уголовную публику, захватившую собственность и власть в стране, является чрезвычайной угрозой для всех бандитов во всех странах бывшего СССР. И понятно, что они будут последними, кто станет желать успеха Пашиняну. Который, как можно понять, намерен продолжить борьбу.