Тема легализации частных военных компаний (ЧВК) не относится к вопросам Кремля, заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, сообщает РИА «Новости».
«Какая-то позиция отсутствует, Кремль не инициировал подобный законопроект. Поэтому мне неизвестно о том, что такой законопроект существует», — заявил Песков, отвечая на вопрос об отношении Кремля к идее законодательной легализации ЧВК.
В общем-то, первую же часть фразы можно по завету Медведева сразу отлить в граните и просто молча предъявлять табличку с отливкой на любой вопрос, с учетом того, что пресс-секретарь президента никогда не в курсе и не имеет ни по какому вопросу никакого мнения (разве что твердо знает, чью печень по асфальту нужно размазывать). А в путинские пресс-секретари достаточно взять брутального качка, который по сто раз на дню будет поднимать на прямых руках эту тяжеленную каменюку с надписью: "Позиция отсутствует". От него и слов-то не потребуется ввиду избыточности такой опции.
Тема ЧВК всплывает, конечно, все чаще. Вот и Лавров позавчера коснулся ее на предмет: а неплохо было бы легализовать, тем самым косвенно признавая наличие такого института в России, но не имеющего до сих пор правового обоснования, по какому поводу приходится изобретать костыли и подпорки.
Другой вопрос, что под ЧВК в России почему-то понимается не совсем то, что под этой вывеской существует во всем остальном мире. А потому закон о частных военных компаниях и смысла особого принимать нет - у нас под этим существует несколько иная конструкция.
Если рамочно, то ЧВК, как любой развитый к настоящему времени инструмент, довольно неплохо стратифицирован. Есть целая иерархия частных военных компаний. Самую нижнюю строчку в этой иерархии занимают ЧВК, занимающиеся непосредственным силовым сопровождением. Чаще всего это обычные охранные мероприятия в зонах, где понятие права либо отсутствует, либо слишком своеобразно. Именно такие подразделения ЧВК занимаются охраной судов в неспокойных водах, различных корпоративных объектов в зонах конфликтов и гражданских войн, обеспечивают охрану туземной прокси-администрации.
В сущности, любые ЧВК - это порождение эпохи корпораций и, соответственно, корпоративных войн. А потому любая "нормальная" ЧВК - просто силовое корпоративное подразделение или самостоятельная корпоративная структура. Голливуд, безусловно, романтизирует и героизирует эту деятельность, но в реальности нормальная "силовая ЧВК" применяет оружие довольно редко: либо когда сталкивается с отморозками, либо от скуки начиная сафари на местное население (что в свое время стряслось в Ираке с небезызвестной "Блеквотер")
Более солидные ЧВК занимаются и более солидными видами деятельности: разведкой, сопровождением, логистикой, анализом. Особняком стоят советники и инструкторы, которые из местных туземцев сколачивают какое-то подобие военных структур. Совсем особняком стоят спецподразделения, закамуфлированные под ЧВК - но это уже другая история.
В общем, ЧВК - это не пушечное мясо. В том и закавыка, что то, что понимается в России под ЧВК (в частности ЧВК Вагнера) - это совсем иное. Это именно пушечное мясо, наемники в чистом виде. Тот факт, что они якобы воюют за государственные интересы, фактом не является: нужно вначале понять, что в современной мафиозной России понимается под государственными интересами. У государства Путина и его друзей и интересы своеобразные.
Поэтому можно принимать любые законы, в реальности деятельность, которой занимаются российские "ЧВК", по всем нормам является именно наёмничеством со всеми вытекающими. При этом российским олигархам правовое обоснование для функционирования их личных армий при решении внутренних вопросов, в общем-то, и не требуется: они и так прикрыты вывеской обычных ЧОПов и департаментов безопасности.
Нелегальные наёмнические ЧВК, которые ЧВК и не являются, для современного российского государства, выросшего из тамбовской, солнцевской, ореховской и прочей братвы, стали развитием все тех же бригадных принципов построения силового крыла различных преступных группировок. Обходились же тамбовские или солнцевские как-то без закона, регламентирующего деятельность их боевиков, и ничего - сейчас в уважаемых людях ходят, кто дожил, конечно.
Поэтому особого смысла в принятии закона о ЧВК как не было, так и нет. За отстутствием в стране самих ЧВК. А братва - она и без законов прекрасно существует. По понятиям, как и всё в современной России.