Это может показаться невероятным, но факты упрямая вещь. Передовая и лидирующая во многих аспектах и смыслах Америка, тем не менее, отстаёт от России как минимум в одной очень важной сфере, значение которой будет только нарастать в XXI веке.
И на взгляд сторонних экспертов, Соединённым Штатам будет очень сложно, тяжело и дорого ликвидировать это отставание. Если вообще возможно…
И в разворачивающейся буквально на наших глазах последней большой геополитической гонке Россия уже обеспечила себе солидное конкурентное преимущество.
Речь идёт о конкуренции за освоение снежной кладовой планеты. Как утверждают люди сведущие, если в XIX-XX вв смысл мировой геополитики был в борьбе за Африку, то в XXI веке решающее значение с точки зрения ресурсов будет иметь гонка за Арктику.
В 2008 Геологическая служба США оценила неразведанную в Арктике нефть в 15% от общего мирового количества, а природный газ — в 30%. По сегодняшним ценам это будет стоить порядка 20 трлн долл., что сопоставимо со всей американской экономикой. Иными словами, перспектива разморозки Северного Ледовитого океана открывает невероятные богатства Северного полюса.
Гонка за обладание ими разворачивается уже сейчас. Посреди одного из мрачнейших пейзажей планеты идёт скрытая борьба за газ, нефть, рыбу и контроль над зарождающимися судоходными путями Крайнего Севера. Заинтересованные страны конкурируют здесь друг с другом на разных полях, а сверх того ведут ожесточённое соревнование с природой, противопоставляя суровым условиям технологические достижения.
По мнению многих учёных, экономическое значение Арктики будет лишь возрастать по мере потепления климата, и начавшееся недавно таяние арктических ледяных шапок уже меняет мировое судоходство и геополитику. Площадь, покрытая льдом в сентябре 2017 года, сократилась на 25% по сравнению со средними показателями между 1981 и 2010 гг. Однако это геофизическое бедствие также предоставляет развитым странам уникальные экономические возможности, открывая новые мореходные пути, нефтегазовые месторождения и рыболовные угодья. В результате все больше стран стремятся вступить в арктическую гонку.
Ключевое значение для успеха в ней будет иметь ледокольный флот. И здесь у России – бесспорное преимущество, спасибо СССР. Сейчас Россия строит 15 новых супертанкеров-газовозов, каждый из которых также является и ледоколом — они пополнят уже существующий флот из 40 ледоколов, самый крупный в мире.
Вот зачем это нужно. В августе 2017 года принадлежащий России танкер «Кристоф де Маржери», первый газовоз-ледокол в мире, установил мировой рекорд, пройдя из Норвегии в Южную Корею всего за 19 дней по Северному морскому коридору (вдоль арктического побережья РФ, тянущегося от Мурманска до Берингова пролива). Иди он обычным путём через Суэцкий канал и Индийский океан, путешествие заняло бы почти месяц.
А что США? Действующий американский тяжёлый ледокол «Полар Стар» был построен в 1976 году, ему уже 42 года. После 1976 года Штатами не было построено ни одного нового тяжёлого ледокола. Спустя такой большой промежуток времени конструкторы и строители уже давно вышли на пенсию, а судостроительный завод был закрыт.
Другими словами, США уже потеряли способность проектировать и строить тяжёлые ледоколы. Вот в чём заключается главная проблема. А если постараться восстановить данную сферу, то затраты будут очень высокими. Да, строительство ледоколов не требует каких-либо высоких технологий, однако это специфическая сфера. Восстанавливать компетенции с нуля – долго и дорого. Закупать же ледоколы у России – нонсенс в нынешней геополитической ситуации.
Конечно, для Америки нет ничего невозможного, что показала, например, космическая гонка, где США уже вышли в лидеры. Но на это потребовались десятилетия…
Иными словами, сейчас у России важное преимущество и выигрыш темпа. Но сумеет ли она этим правильно распорядиться? Или в итоге всё равно проиграет?