Когда чуть больше месяца назад - 20 февраля, если быть точной - я написала довольно много букфф про странные телодвижения «ЛУКойла», которые можно было бы в сущности и не писать, ограничившись коротким - «идёт предпродажная подготовка компании», мне сказали что я заигралась в конспирологию.
Ну как это - сказали мне - такой мега-игрок на таком архиважном рынке - и вдруг пошлый самовыкуп собственных акций у собственной же кипрской офшорки?
История «Сибнефти»,«ЮКОСа», «ТНК-BP», которые уводили по той же схеме?
Да когда это было! Не те времена!
Стагнация основных показателей, сокращение инвестпрограмм, отказ от активного развития?
Ну времена сейчас трудные, ОПЕК - опять же - рулит, такие дела. Откэш через офшоры $ 3 ярдов?
Невозможно!
Так говорили мне. И корили даже. И вот. В.Алекперов даёт интервью РИА «Новости». В.Алекперов уходит. Компанию оставляет не наследникам, а кому-то из молодых топов. Красиво, да. Прозрачно, нарядно, стильно - вот это вот все как сейчас любят. Про то как пришёл, будучи заместителем министра нефтянки, утащив в собственную тарелку самые сладкие куски государственного пирога, никто сейчас не вспомнит.
Ну ок. Оставим прошлое в прошлом. Поговорим про сегодня.
Вот интересно ведь очень. 30 марта Алекперов дает интервью РИА Новости. И 30-го же марта Schlumberger фактически получает разрешение на покупку российской нефтесервисной компании Eurasia Drilling Company. После двухлетней борьбы с российскими регуляторами, в том числе с правительственной комиссией по контролю за иностранными инвестициями. Нет, я не про то сейчас, что сделка - мягко говоря - вызывает большие сомнения. И не про то даже, что регулятор вдруг взял и как бы отъехал. Я про то, что еще один актив аффилированный с ЛУКОЙЛом стал максимально ликвидным. Как это теперь говорят и пишут в сети: «Совпадение? Не думаю»
Собственно, всего этого я снова могла и не писать. Потому что Алекперов говорит прямо что «Лукойл» работает : «не ради объемов производства, а с упором на создание акционерной стоимости». И что? - спросит меня читатель, не слишком увлеченный темой. Увлеченный - понятно - просто усмехнется в ус. Но я отвечу неувлеченному. И то. А именно.
«Лукойл» - во всем очевидным признакам, которые я перечислила ещё в феврале и по признанию Алекперова в марте - готовят к продаже. Одновременно пакет акций компании плавно консолидируется в руках самого Алекперова и его ближайших партнеров.
К слову уж заметим тут, что красивая история передачи компании перспективному топу плохо монтируется с традициями российского бизнеса. И собственно история создания «Лукойла» - тут вспоминаем малопбуличного заместителя министра скромно переместившего лакомые куски нефтянки из государственного сектора в частный - не предполагает такого развития. Посему - есть все основания полагать, что речь идет - о продаже самим себе. О чем собственно я и писала в феврале. О чем собственно - ну не прямо, конечно - сказал Вагит Алекперов в марте.
И пасьянс сошёлся.