Послушал дебаты Владимира Милова и Максима Каца. Слушал, мягко говоря, без восторга.
Важный вопрос, но не имеющий отношения к идеологии, — идти или не идти на выборы — смог (в который раз!) насмерть поссорить единомышленников. Переход на личности, взаимные обвинения — все то, за что мы так любим внутриоппозиционную жизнь. Это не только про дебаты, но и про дискуссию в интернете.
Поэтому давайте я сейчас скажу, а меня попробуют (ну, вдруг) услышать.
Первое: на главный результат этих выборов мы никак не повлияем. Придем, не придем, проголосуем, не проголосуем. Ничего не изменится. Поэтому тактика — вопрос стилистических пристрастий.
Мне больше нравится вариант «идти и голосовать»: я вижу в нем логические основания, которые попытаюсь изложить ниже. Тем не менее я не собираюсь объявлять крестовый поход против сторонников забастовки/бойкота: март пройдет, а мы останемся. Это далеко не самый главный вопрос, но то, с каким удовольствием все готовы разругаться по самым мелочам, делает наше будущее очень тревожным. О какой демократии мы ведем речь, если объявляем врагами всех, кто смотрит на проблему с другой стороны? Помните Вольтера, который был готов умереть за право на выражения мнения другим? У нас бы этому Вольтеру показали мать Кузьмы.
Так вот, мои аргументы (которые я никому не навязываю).
Первый аргумент: пропуская очередные выборы, мы расслабляемся. Только что на муниципальной кампании собрались, поверили в себя — и следующий раунд сдаем. К мэрским выборам в сентябре придется начинать всю мобилизацию заново. Как минимум, необходимо обеспечить наблюдение, а это предполагает живой интерес к выборам, пусть даже и с заранее предсказуемым итогом.
Второе, по циферкам.Посмотрим на выборы 2012 года в Москве (четвертый срок Путина). За другие регионы говорить не буду, а про столицу посчитаю. Всего тогда в Москве проголосовали 4,16 миллиона человек (явка 58%). Из них за Путина — 2 миллиона (немного округляя 46,9%), а за Прохорова — 869 тысяч (20,45%). Вот эти 869 тысяч и есть та аудитория, которая может «забастовать». Представим, что все они (невероятно, но представим) не пришли на выборы. В таком случае явка будет 3,27 (46,7%) миллиона избирателей. А путинский электорат никуда не денется, но в процентном отношении увеличится. Это значит, что в итоге за «национального лидера» отдадут голоса 61% избирателей. Уверенная победа. То есть честная победа Путина в Москве с результатом выше 50% при явке, значительно выше, чем на последних выборах мэра (32%), Госдумы (35,2%), муниципальных выборах (14,88%). Это на что-то повлияло?
Третий аргумент я уже приводил: в России нет нижнего порога явки. Так что неприход на выборы ни на что не влияет (но тут понимаю: эстетический протест). В любом случае, я предлагаю простые вещи.
Перестать ругаться. Вкусы могут различаться, но гораздо важнее вместе идти к цели, пусть и разными путями.Становиться наблюдателями. Это необходимо для того, чтобы не расслабляться и не забывать о том, что выборы вообще существуют.