13 апреля председатель комитета Госдумы по экологии и охраны окружающей среды В.В. Бурматов проводит видеоконференцию с представителями власти субъектов РФ по теме перехода на новую модель обращения с отходами.
Подозреваю, что г-н Бурматов хочет спросить у региональных властей, почему реформа не движется и чего все-таки не хватает.
Поскольку экспертов от общественности к таким видеоконференциям не допускают, я решила написать шпаргалку для министров в открытом доступе.
Итак, чего же не хватает для реального перехода к новым методам обращения с отходами? Шесть шагов к спасению.
-
Как ни крути, как ни верти, а необходимо закрепить законодательно обязанность региональных властей внедрять раздельный сбор (накопление) отходов и сделать обеспечение раздельного сбора (накопления) отходов обязательным условием при выборе регионального оператора. Не надо бояться, что Россия большая, и кое-где собрать отходы раздельно невозможно. Везде, где продукция смогла “въехать” в регион, там же она имеет возможность и покинуть регион после ее использования. Эта мера позволит заблокировать часть коррупционных схем, основанных на строительстве крупных сортировочных комплексов и последующим метанием “куда деть 80% “хвостов”.
-
Разработать для регионов целевые показатели по уровню собираемости вторичных материальных ресурсов, растущие по годам по каждому виду групп отходов в соответствии с ростом норм утилизации. Это позволит системе развиваться в нужном направлении, не отклоняясь на сюрреалистичные целевые показатели типа “доля обработанных, утилизированных и обезвреженных ТКО = Х%”. Не целевой показатель, а черный ящик какой-то!
-
Нормы утилизации и ставки экологического сбора следует повышать не стесняясь. За 3800 рублей тонну ПЭТ невозможно раздельно собрать и транспортировать к месту утилизации, не говоря уже о стоимости самой утилизации. Пока не вырастут эти цифры, подавляющая доля полимеров по-прежнему будет добычей полигонов. Или предметом вожделения мусоросжигателей.
-
Вывести перерабатываемые отходы из-под понятия ТКО однозначно. Уже надоели эти препирательства в комитетах, что есть ТКО и не ТКО, и как широко может распространиться аппетит регионального оператора;
-
Запретить отправлять на захоронение компостируемые отходы, в т.ч. пищевые от населения. Это даст толчок к развитию отрасли компостирования и производства биогаза, попутно снизив нагрузку на окружающую среду со стороны действующих полигонов;
-
Запретить засчитывать расширенную ответственность производителя отходами, извлеченными из ТКО на сортировках! В первые годы можно ввести понижающий коэффициент на извлеченное из ТКО вторсырье. Это простимулирует интерес к развитию инфраструктуры именно для раздельного сбора (накопления) отходов и заблокирует торговлю справками об утилизации, которая набирает обороты и становится более выгодным бизнесом, чем реальная работа с отходами.
Важно ввести все эти меры одновременно, параллельно создавая благоприятный инвестиционный климат для прихода в отрасль мелкого и среднего бизнеса.
Ну и немного о личном…. Каждый раз, когда министр на завтрак будет пить молоко или сок из тетрапака, а по дороге на работу (ну, вдруг!) купит “кофе с собой”, пусть он вспомнит, что эти виды отходов не входят в перечень обязательных к утилизации и продолжают захламлять наши свалки, отнимая у макулатурщиков сырье, а у жителей - право на благоприятную окружающую среду!
Всем Светлой Пасхи!