Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

09:30
Москва
22 декабря ‘24, Воскресенье

ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ INFOX.RU

INFOX Биографии
Люди, которые делают Историю. Люди, которых все обсуждают. Люди, которых считают примером. Здесь вы найдете их биографии, краткие и полные.

Никита Михалков: «Оскар», поддержка Путина и «Бесогон ТВ»

Опубликовано
Текст:

Никита Михалков. Биография: режиссер и актер «Утомленные солнцем», «Сибирский цирюльник», «12» и другие претенденты на «Оскар» «Бесогон» и поддержка Путина.

Краткая справка

Никита Сергеевич Михалков (Nikita Mikhalkov). Дата рождения – 21 октября 1945 года. Место рождения – Москва, СССР.

Детские годы

Будущий оскароносец родился в семье советского поэта и писателя Сергея Михалкова, известного «Дядей Степой» и словами для гимнов СССР и России. Мама Никиты Наталья Кончаловская тоже была из мира литературы. У Никиты был старший брат Андрей, который тоже стал режиссером, но прославился именно под фамилией матери.

В семь лет Никиту определили в спецшколу с уклоном в математику, но после трех классов перевели в обычную, так как мальчик не справлялся с точными науками. Попутно его отдали в «музыкалку» и театральную студию. Уже подростком Никита мечтал об актерской карьере, поэтому после школы поступил в «Щуку».

Начало карьеры в кино

Актерский дебют Никиты Михалкова пришелся на фильм «Солнце светит всем» Константина Воинова. Дело было в 1959 году, будущий оскароносец был совсем юношей (14 лет).

После «Туч над Борском» и «Приключений Кроша» молодого актера позвал к себе Георгий Данелия, который снимал «Я шагаю по Москве». Роль Кольки в этой ленте принесла ему первую известность.

В том же году Михалков поступил в Щукинское училище, параллельно снимаясь в кино. В «Щуке» подобное не поощрялось, и с четвертого курса молодого человека просто выгнали. Тогда Михалков пошел во ВГИК, где его взяли на второй курс.

В 1969 году Никите Михалкову повезло сняться в двух известных лентах. Сначала у своего старшего брата Андрея Кончаловского в «Дворянском гнезде» (экранизации романа Тургенева), а затем у Михаила Калатозова в «Красной палатке» (вместе с Клаудиа Кардинале, Шоном Коннери и Питером Финчем).

Переход к режиссуре

Следующей крупной работой стал «Станционный смотритель» Сергея Соловьева, который перенес на экран одну из повестей Белкина, а уже в 1974-м состоялся дебют Никиты Михалкова в качестве режиссера. Истерн «Свой среди чужих, чужой среди своих» рассказывал о реквизированном золоте, за которое дерутся сотрудники ЧК, бывшие белые офицеры и разнообразные бандиты.

Следующая лента режиссера снова была посвящена 1920-х. Фильм «Раба любви» основан ан истории звезды российского немного кино Веры Холодной. В ленте Михалкова снялись многие известные актеры – Елена Соловей, Родион Нахапетов, Олег Басилашвили и Александр Калягин.

В 1977-м на экраны вышел уже третий фильм Михалкова. В этот раз Никита Сергеевич взялся за чеховскую пьесу «Безотцовщина», экранизация которой известна под названием «Неоконченная пьеса для механического пианино». В этой ленте у Михалкова снова снялись Соловей и Калягин, а компанию им составил Олег Табаков. Как и в двух предыдущих режиссерских работах, Никита не оставил без роли и самого себя.

На следующий год Михалков выпустил свою четвертую картину. «Пять вечеров» стали экранизацией одноименной пьесы Александра Володина. Это был первый режиссерский опыт Никиты Сергеевича, где он оставил себя даже без маленькой роли. Связано это было с тем, что Михалков снимался у брата Андрея Кончаловского в «Сибириаде».

Череду экранизаций продолжила лента «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» по роману Ивана Гончарова. Здесь Михалкова снова можно увидеть на экране, пусть это и камео – «господин из Петербурга».

Первые пять фильмов были отмечены разнообразными наградами. Дебютный истерн получил премию жюри фестиваля в Дели, «Раба любви» удостоилась наград в Тегеране и французском Йере, «Неоконченная пьеса…» уехала с призами из Сан-Себастьяна, Чикаго, Белграда и Флоренции, экранизация «Обломова» выиграла премии в Оксфорде и испанской Бенальмадене.

После «Обломова» Михалков взял паузу на два года, а в 1981 году вернулся с фильмом «Родня» и тремя актерскими работами. Из них наиболее запоминающейся стала роль Генри Баскервиля в «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона». «Родня» была тепло принята в СССР, но не снискала никаких успехов за рубежом.

После «Родни» Михалков снова взял паузу на два года как режиссер, но продолжил сниматься в качестве актера. Он отметился у Эльдара Рязанова в «Вокзале для двоих» и у Эльдора Уразбаева в «Инспекторе ГАИ».

Возвращение в мир режиссуры состоялось с камерным фильмом «Без свидетелей». В отличие от «Родни» картина собрала ряд наград – приз ФИПРЕССИ ММКФ, приз и диплом за режиссуру на фестивале в Киеве и премию в испанском Вальядолиде.

Следующей ленты пришлось ждать четыре года. За это время Никита Михалков снялся у Романа Баляна в «Полетах во сне и наяву» и у Эльдара Рязанова в «Жестоком романсе». В последнем он исполнил роль Паратова, владельца судоходной компании. За роль Паратова Михалков получил награду «Актер года» от журнала «Советский экран», а Эльдар Рязанов – звание «Режиссера года» (всего у него было пять таких наград).

В своей следующей ленте «Очи черные» Михалков снял Иннокентия Смоктуновского, Олега Табакова, Елену Сафонова и знаменитого итальянца Марчелло Мастроянни. Последний за «Очи черные» получил приз за лучшую мужскую роль в Каннах. Это был первый прорыв фильмов Михалкова на международных кинофестивалях европейской Большой тройки (Канны, Венеция и Берлин).

В конце 80-х к режиссеру обратились представители концерна FIAT с предложением снять рекламный ролик. Денег было выделено немало, и в итоге Михалков снял целый фильм, получивший название «Автостоп». Растянутый почти на час (51 минута) рекламный ролик даже получил в Милане приз на кинофестивале индустриальной рекламы.

Погоня за «Оскаром»

90-е начались для Никиты Сергеевича с фильма «Урга – территория любви». С ним он впервые был номинирован на «Оскар» за «лучший фильм на иностранном языке». В тот год успеха Михалков не снискал, киноакадемики отдали статуэтку Режису Варнье и его «Индокитаю» с Катрин Денев в главной роли. Аналогичная ситуация сложилась и с «Золотым глобусом», который тоже достался французу.

Зато россиянина признали в Венеции. За картину об обычном монгольском труженике Никита Михалков получил «Золотого льва». До этого «Золотого льва» единственным из отечественных режиссеров получал Андрей Тарковский за «Иваново детство» в далеком 1962 году. Отметили картину и в России. За нее Михалков удостоился «Ники» и Гран-при «Кинотавра», а также получил Государственную премию России (впоследствии он удостоится этой награды еще дважды – за «Утомленных солнцем» и «Сибирского цирюльника»).

Получить «Оскар» россиянину удалось со второго раза. Наградили Никиту Михалкова за фильм «Утомленные солнцем» о событиях 1937 года. А вот в Каннах «Золотая пальмовая ветвь» уплыла к Квентину Тарантино с его «Криминальным чтивом», ленте достался только Гран-при фестиваля. Да и то не сольно, а в дележе с картиной «Жить» китайца Чжана Имоу.

За «Оскар» картины Михалкова пытались бороться еще четыре раза. Однако в шорт-лист сумели пробиться всего раз, это удалось «12» (экранизация пьесы Реджинальда Роуза «12 разгневанных мужчин» и ремейка фильма Сидни Люмета 1957 года), но статуэтку лента уступила «Фальшивомонетчикам» австрийца Штефана Рузовицки. «Сибирский цирюльник», «Утомленные солнцем 2: Цитадель» и «Солнечный удар» через жесткое сито отбора не прошли.

Российские триумфы

Первый же заход на «Оскар» после «Утомленных солнцем» оказался неудачным, фильм даже не попал в шорт-лист. Однако за него кинорежиссер получил Госпремию и Гран-при международного кинофорума славянских и православных народов «Золотой витязь» (довольно маргинальная награда, о которой даже нет статьи в Википедии).

Следующим успехом стал фильм «Статский советник». Филипп Янковский, взявшийся за экранизацию романа Бориса Акунина, отвел Никите Сергеевичу роль князя Пожарского. За ее исполнение Михалков получил «Золотого орла», хотя Пожарский даже не главный герой картины.

Еще одного «Золотого орла» Никита Михалков получил за роль в фильме «12». В тот раз он разделил ее с остальными актерами, игравшими присяжных (всего награду получили 12 человек). Третью статуэтку режиссер заработал в 2015 году с формулировкой «за вклад в мировой кинематограф».

Однако эти успехи некоторые ставят под сомнение. Кинокритик Виктор Матизен однажды прямо заявил, что «Золотой орел» – это карманная премия режиссера, которую получают либо фильмы самого Михалкова, либо ленты его «Студии ТриТэ». Однако за 18 лет премию в номинации «лучший игровой фильм» получили только четыре картины, к которым был причастен Никита Сергеевич, – это «72 метра», «12», «Легенда №17» и «Солнечный удар».

2000-е и 2010-е

В нулевых Михалков снимал не очень много. Кроме «12», он представил публике ряд документальных картин, предпочтя сниматься как актер. Он представил публике несколько ярких образов. Одним из них был криминальный авторитет «Михалыч» в криминальной комедии Алексея Балабанова «Жмурки».

Снялся Никита Сергеевич и в следующем фильме Балабанова «Мне не больно», где сыграл роль богатого покровителя главной героини.

Возвращение к режиссуре случилось в 2010 году. Михалков представил публике продолжение «Утомленных солнцем». Лента была разбита на две части. Первая называлась «Предстояние», а вторая – «Цитадель». Пресдтояние вышло в 2010-м, а «Цитадель» – в 2011 году. Для обоих частей Михалков также выступил сценаристом и продюсером.

Последней режиссерской работой Никиты стал «Солнечный удар» созданный на основе произведений Ивана Бунина. Критик Антон Долин определил фильм как «Русский «Титаник». Однако большого успеха фильм в прокате не снискал.

Вторую часть десятых Михалков посвятил себе продюсированию чужих работ. Он приложил свою руку к «Поддубному» от Глеба Орлова, «Экипажу» Никола Лебедева, «Движению вверх» Антона Мегердичева, «Тренеру» Данилы Козловского и «Т-34» Алексея Сидорова.

Что до предстоящих работ, то на 2021 год намечена премьера фильма «Шоколадный револьвер». По сюжету картины дочь известного российского режиссера погибает в Каннах в результате теракта, в планировании которого обвиняют ее отца.

Во главе Союза кинематографистов

Председателем Союза кинематографистов Михалков был выбран в 1998 году. На Этом посту он сменил Игоря Масленникова, автора «Приключений Шерлока Холмса и доктора Ватсона».

Пост главы СК Михалков занимает уже свыше 20 лет и не намерен кому-либо уступать, хотя и заявлял, что за место не держится. Как Никита Сергеевич не держится за место, стало ясно в конце 2000-х, когда на съезде кинематографистов вместо него выбрали Марлена Хуциева, создателя «Весны на Заречной улице».

Оперативно был собран чрезвычайный Внеочередной съезд СК РФ, который отменил это решение, а Михалков переизбрал главой организации. Затем по требованию Михалкова из СК был исключен кинокритик Виктор Матизен (тот самый, что нелестно отозвался о «Золотом орле»). Досталось и самому Хуциеву, его вывели из членов ученого совета ВГИКа.

Также Михалков возглавляет Российский фонд культуры, известный тем, что при его поддержке снимаются многие отечественные кинокартины. У руля фонда режиссер стоит с 1993-го, когда сменил на этом посту академика Дмитрия Лихачева.

Личная жизнь

В биографии Никиты Михалкова были два брака. Первой супругой режиссера была актриса Анастасия Вертинская, дочь знаменитого исполнителя Александра Вертинского. Брак с Анастасией, с которой Михалков познакомился еще в Щукинском училище, продлился пять лет, Вертинская родила Никите сына Степана.

Второй женой Никиты Михалкова стала в 1973 году Татьяна Шигаева. Поженились они во время съемок фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих». Супруга родила мужу трех детей: сына Артема и дочерей Анну и Надежду.

Дети и внуки Михалкова

Сын Степан от первого брака в итоге стал ресторатором, хотя на его счету есть несколько актерских работ (у отца в комедийной драме «Автостоп» и в российской-болгарском фантастическом фильме «Стреляющие ангелы»), один опыт режиссуры («Смертельное ID») и участие в качестве продюсера в лентах «В движении», «Гололед» и «Девятая рота». У Степана есть трое детей: дочка Александра и сыновья Василий и Петр. Александра в 2018-м сама стала мамой, родив режиссеру правнука Федора.

Все трое детей от второго брака стали актерами. Артем начал с того, что снялся в «Сибириаде» у своего дяди Андрея Кончаловского. Последние его работы – сериалы «Хороший человек» про поимку ангарского маньяка и «Легенда Феррари» о Гражданской войне. Сын Михалкова попробовал себя и в режиссуре. На его счету пять фильмов, а в 2020 году должен выйти и шестой – «Мистер Нокаут» о советском боксере Валерии Попенченко. У Артема есть дочка Наталья.

Дочь Анна (старшая из сестер) впервые снялась не у отца, а у Романа Балаяна в «Первой любви», снятой по мотивам произведения Ивана Сергеевича Тургенева. C 2007-го она также занимается продюсерской деятельностью («Скажи Лео», «Машинист», «Проигранное место» и др.). В браке с предпринимателем Альбертом Баковым она родила трех детей: сыновей Андрея и Сергея, а также дочку Лидию.

Дочь Надежда (младшая) впервые снялась в 1994 году в «Утомленных солнцем», где сыграла дочь комдива Котова (роль исполнил сам Никита Сергеевич). Она попробовала себя и в режиссуре («Чурросы» и «Проигранное место»). В браке с режиссером Резо Гигиниешвили у нее родились дочь Нина и сын Иван.

Политические взгляды

Сам Михалков в интервью журнал Maxim поведал, что в советские времена не стремился в КПСС и даже написал на себя «анонимку», чтобы его не взяли в партию. По его словам, удалось отвертеться.

Ситуация изменилась в начале 90-х. Михалков активно включился в общественную жизнь страны. Одно время он даже был советником вице-президента Российской Федерации Александра Руцкого по вопросам культуры. Во время октябрьского противостояния 1993 года Михалков остался верен своему патрону.

На выборах в Госдуму в 1995-м Михалков шел в парламент от партии «Наш дом – Россия», а в 1999-м принимал участие в предвыборной кампании Бориса Березовского. Хотя в 1993-м Михалков занял сторону Руцкого, уже в 1996-м он поддержал во время избирательной кампании Бориса Ельцина. 20 лет спустя он заявил, что о том решении не жалеет.

Известен режиссер и своим положительным отношением к Владимиру Путину. Еще весной 2000-го он подписал письмо в поддержку его политики на территории Чечни. Также он был доверенным лицом ВВП на президентских выборах в 2012 и 2018 годах.

Отметился Михалков и еще одним письмом. Его подпись стояла под обращением от российских деятелей культуры, в котором Путина просили остаться на третий президентский срок. Кроме Никиты Сергеевича, его подписали скульптор Зураб Церетели, художник Таир Салахов и ректор «Репинки» Альберт Чаркин. Позже Михалков утверждал, что подписал обращение, не читая его.

«Бесогон»

Последние годы Михалков не скрывает своих монархических убеждений. Он занимает пост сопредседателя совета Российского земского движения и является членом президиума Всемирного русского народного собора.

Свои идеи режиссер предпочитает транслировать через соцсети. Все начиналось с «Живого журнала», где он в 2011 году создал аккаунт nikitabesogon. Сам он пояснял, что выбрал интернет-ник по имени своего небесного покровителя. Тогда же он завел аккаунт во «ВКонтакте».

Следующим шагом стало создание Youtube-канала «Besogon TV». Из ютьюб-формата позже выросла авторская программа Никиты Михалкова «Бесогон ТВ». Впервые она вышла в эфир 8 марта 2014 года.

Порой через свою программу Михалков выдавал зрителям теории заговоров или делал в ней странные заявления. Так, после аварии на АЭС «Фукусима» он назвал случившееся карой Господней для Японии.

Одно из самых странных заявлений прозвучало весной 2020 года. В одном из выпусков «Бесогона» под названием «У кого в кармане государство?» режиссер заявил, что под видом вакцинации от коронавируса американский миллиардер и глава Microsoft Билл Гейтс реализует проект по чипированию людей.

В ВГТРК видели многое, но такие заявления оказались чересчур даже для них. Повторы сняли с эфира, в чем режиссер углядел проявление цензуры. После заявлений Михалкова повтор выпуска дважды пустили в эфир, однако показаны они были в 23:00 и 3:00. Никита Сергеевич объяснил такое решение тем, что на канале надеются, что у программы будет минимум зрителей.

Венгерский «Оливье» разнообразит новогодний стол: сразит гостей наповал — они будут жадно вылизывать тарелки
Реклама