Ортофонические упражнения разработаны для исправления дефектов речи. Наибольший эффект от них наблюдается еще в раннем развитии ребенка.
Ортофония (орфос - простой, правильный; фон - звук, голос) - правильное произношение. Оптимальный период для введения подобных упражнений - 3-4 года. Часто их совмещают с различными играми и забавами.
Ортофонические упражнения направлены на предотвращение или улучшение:
- нарушения речи,
- затруднения дыхания,
- трудности с выделением голоса,
- нарушения слуха
- ограниченная подвижность речевого аппарата.
В зависимости от масштаба проблемы, можно выделить такие ортофонические упражнения, как:
- Ритмичные - это музыкальные и двигательные упражнения. Они поддерживают всю систему и речевой аппарат, сочетая упражнения на голос и артикуляцию. Ими также обучают детей одновременному использованию органов речи, зрения и слуха.
- Фонологические - направлены на правильное использование громкости и высоты голоса при разговоре. Они развивают правильную тональность и тренируют мышцы гортани и горла.
- Формирование фонематического слуха - эти упражнения учат различать высоту отдельных звуков при произношении, распознавать согласные и гласные в предложениях и словах.
- Респираторные - учат правильному механизму дыхания. Фаза выдоха должна быть вдвое длиннее фазы вдоха, что дополнительно увеличивает емкость легких, корректирует движения и реакцию диафрагмы.
- Артикуляционные упражнения, то есть выделение определенных звуков при произношении отдельных слов.
- Улучшение речевого аппарата - так называемая гимнастика для губ, языка, щек и неба, то есть укрепление мышц челюсти, гортани и горла.
- Языковые - тренировка правильного расположения языка во рту при произнесении определенных слов. В ходе работы с ребенком, сначала упор делается на нижнюю челюсть, потом губы и щеки, и третье, язык и мягкое небо.
Ортофония - одна из основных составляющих фониатрии, корректирующая нарушения в механизмах фонирования.