Когда Никита Хрущев пришел к власти, он начал выкорчевывать все сталинское. Дошло до того, что при звучании гимна СССР напевать текст было запрещено.
Наверное, многим из россиян младшего и среднего возраста кажется, что в его нынешнем виде гимн России был всегда сразу после образования нового послереволюционного государства. Ну, разве что в словах что-то там когда-то меняли с учетом перехода страны из одной политической эпохи в другую.
На самом деле это не совсем так. Вернее, совсем не так. После революции у молодой страны советом вообще толком не было никакого официального Гимна. Лишь в 1922 году гимном государства был утвержден «Интернационал», который и так пели везде и всюду, особенно на партийных, рабочих и прочих собраниях.
Утвердив Интернационал, советские власти посчитали, что этот вопрос решен, и к нему возвращаться смысла нет. У страны других забот хватало.
Но с началом Великой Отечественной все вернулось на круги своя. Для фронта потребовалась патриотическая песня для народа. А Интернационал, не в обиду ему сказано, был мало понятен крестьянам и рабочим. Можно сказать, что это был этакий партийный гимн страны, местечковый, не масштрабный что ли.
Теперь же требовался такой, чтобы у каждого бойца желваки сводило от гордости за свою отчизну, чтобы обида играла за то, что враг топчет родную землю.
В СССР был срочно объявлен конкурс среди композиторов и поэтов. Сталину и его окружению больше всего понравился вариант текста Сергея Михалкова, написанный в соавторстве с журналистом Григорием Эль-Регистаном и положенный на музыку Александра Александрова.
Официальном гимном Советского союза новая песня стала в новогоднюю ночь 1944 года. «Союз нерушимый республик свободных, Сплотила навеки великая Русь»… Эти строки нового государственного гимна отныне должен был знать каждый советский человек и на фронте и в тылу и в кабинете и в колхозном поле.
За все это время текст претерпевал несколько редакций. А какое-то время петь гимн в нашей стране вообще было нельзя. Можно было только молча и гордо слушать его исполнение.
После смерти Сталина в 1953 году в стране начался пока еще незримый, но отход от всего сталинского. Ну, а когда Никита Хрущев развенчал культ личности на XX съезде КПСС в феврале 1956 года, все, что было связано с вождем народов, начали убирать буквально во всех сферах. Тоже самое коснулось и культуры и искусства.
Сколько было песен и стихов, в которых, так или иначе, упоминалось имя Сталина? Счету нет. И если одни, более-менее рядовые произведения можно было просто положить под «сукно», в других «вырезались» ненужные слова, то третьи были слишком заметны, чтобы их полностью убирать из обихода. Как, например, вышло с гимном СССР.
В тексте гимна были такие строчки: «Нас вырастил Сталин - на верность народу, На труд и на подвиги нас вдохновил». Как мог Сталин вдохновлять на подвиги, если сталинизму в стране была чуть ли не война объявлена?
Если верить заявлениям некоторых историков-исследователей, Хрущев приказал провести тайный конкурс на новый текст гимна еще в 1955 году, когда культ личности еще официально развенчан не был. То есть, подготовка к борьбе с культом начиналась издалека.
И вроде бы как в том конкурсе уже были финалисты: Исаковский, Рыльский и, куда без него, Михалков. Однако, по неизвестным причинам, нового произведения страна так и не услышала. Говорят, власти на время отложили этот вопрос. А получилось фактически на два десятилетия.
Что любопытно, и при Хрущеве, и потом при Брежневе советский гимн с упоминанием Сталина так и оставался официальным в СССР. Только вот выход власти нашли любопытный, чтобы никто про вождя народов не слышал. Гимн просто играли. Петь слова во время его исполнения было запрещено. По крайней мере, при Хрущеве. А потом привыкли.
Если кто из людей постарше помнит какой-нибудь спортивный репортаж тех времен, то там можно было увидеть, как на стадионе команда перед матчем или турниром во весь голос подпевает гимну своей страны. А наши атлеты стоят под гимн, плотно сомкнув губы.
Позже оно как-то и повелось – мол, наш гимн слишком серьезный, чтобы его распевать на стадионах. Только раньше-то пели. И здорово пели.
Новую редакцию текст гимна, которую написал все тот же Сергей Михалков, Президиум Верховного Совета СССР утвердил лишь 27 мая 1977 года. Сталина поэт-песенник там «зачистил», зато добавил обязательную к употреблению «Партию Ленина - силу народную», которая вела советский народ к торжеству коммунизма.
Казалось бы, этот монолитный текст останется на веки вечные, поскольку почти все знали, что путь к коммунизму тоже бесконечен. Однако, 26 декабря 1991 года в нашей стране произошла очередная смена эпох. Страна, которую воспевал гимн, канула в лету.
И опять у страны был целый воз проблем. И вновь властям оказалось не до гимна. Поэтому все лихие девяностые и самое начало двухтысячных главной песней самой большой в мире страны была «Патриотическая песня» Михаила Глинки.
И лишь в 2001 году дошли руки и до гимна. Была утверждена новая редакция текста, вышедшая из-под пера незабвенного Сергея Михалкова, Этот гимн мы поём и сегодня. И никто нам этого не запрещает.