После передела границ с Чечней в Ингушетии начались массовые протесты, которые особенно активно проходили осенью прошлого года и весной нынешнего. В итоге 25 июня 2019 года глава Ингушетии подал в отставку.
Его сменил Махмуд-Али Калиматов, который до этого работал в республике три года, а основную часть жизни провел в Самаре.
Тейп Кокурхой
Махмуд-Али Макшарипович Калиматов родился 9 апреля 1959 года в Казахстане.
Его дед, Сулейман Баронович, был личностью легендарной – воевал в царской армии, потом прошел гражданскую. В семье его сына и его супруги, Макшарипа Сулеймановича и Аминат Умаровны Калиматовых, было семь детей. Калиматовы принадлежат к небольшому, но авторитетному среди ингушей тейпу Кокурхой.
В годы войны ингушей выслали с Кавказа в Казахстан. В 1957 году Чечено-Ингушская республика была уже восстановлена. Однако Махмуд-Али родился еще в Казахстане, в ссылке.
Любимцем в семье был младший брат, Алихан. Спустя годы подполковника ФСБ Алихана Макшариповича Калиматова, расследовавшего случаи похищения людей, убили в Ингушетии. Его машину буквально изрешетили пулями.
Активист и юрист
О юности Махмуда-Али известно мало. После окончания школы, в 1977 году, он отправился на службу в армию. Ему повезло – юношу направили в группу советских войск в Германию. В СССР это можно было счесть счастливым билетом.
Судя по всему, Калиматов был комсомольским активистом и после армии пошел работать сначала в структуры Всесоюзного Ленинского коммунистического союза молодежи, а затем в партийные органы. Но не в Чечено-Ингушской АССР, а в Самаре, которая в советское время называлась Куйбышевым. За какое именно направление отвечал Калиматов, неизвестно.
В 1989 году Калиматов получил диплом юридического факультета местного госуниверситета. Был самый разгар перестройки, которая принесла перемены не только в жизнь страны, но и в его собственную. В мае 1990 года Калиматов, которому уже исполнился 31 год, стал стажером прокуратуры Кировского района. Его карьера была вполне удачной – за два года он дорос до должности прокурора отдела общего надзора прокуратуры Самарской области. А в 1997 году стал прокурором Самары.
В 2003 году его назначили заместителем прокурора Самарской области. А в 2004 генеральный прокурор Российской Федерации Владимир Устинов подписал указ о назначении Махмуда-Али Калиматова прокурором республики Ингушетия.
Не сошелся с президентом
Продвижение Калиматова на пост прокурора республики активно поддерживал ее тогдашний президент, Мурат Зязиков. Они с Махмудом-Али были родственниками, женаты на родных сестрах. Однако если Зязиков рассчитывал, что Калиматов по-родственному закроет глаза на некоторые факты злоупотреблений и коррупции, то он просчитался. Отношения между ними начали стремительно портиться.
При Калиматове были возбуждены уголовные дела на министра финансов Асет Устильгову, министра спорта Иссу Оздоева, министра труда и соцзащиты Алихана Дзейтова, главу Джейрахского района Яхью Мамилова.
Однако одним из самых запоминающихся событий в бытность Калиматова прокурором Ингушетии стало не громкое разоблачение, а похищение его тестя - 71-летнего депутата народного собрания Магомеда Чахкиева. Произошло это в 2006 году. Освободили его в результате спецоперации через два месяца.
Весной 2007 года Махмуд-Али Калиматов покинул свой пост. Слухи о его отставке ходили достаточно давно, но слухи не всегда оказываются правдой. Причиной отставки местная пресса назвала несогласие с политикой президента Мурата Зязикова, который в свою очередь был крайне недоволен расследованиями в отношении своих приближенных и стремился контролировать прокуратуру.
Была и другая версия – что отставка прокурора Калиматова вообще не связана ни с его позицией, ни с возможными конфликтами внутри семьи. Предполагали, что это могла быть инициатива Москвы.
В правительстве Самарской области
Дальнейшая карьера Калиматова скорее подтверждает версию, что отставка была личной инициативой, а не приказом Москвы. Калиматов не только не получил равнозначный пост в каком-либо другом регионе, но вообще ушел из надзорных органов – при том, что о каких либо к нему претензиях со стороны коллег ничего неизвестно. Наоборот, его называли честным и принципиальным человеком, настоящим профессионалом.
Калиматов пошел работать в правительство Самарской области, где возглавил контрольный департамент аппарата. В 2012 году сменил должность, став советником губернатора, а в 2015 возглавил управление Росприроднадзора по Самарской области.
Вне кланов
После распада СССР Чечено-Ингушская АССР, которая была искусственным образованием, распалась тоже. Осенью 2018 году границы между Чечней и Ингушетией были пересмотрены – и не в пользу Ингушетии, как сочли многие. Конституционный суд России не нашел в договоре нарушений.
Еще на стадии подписания соглашения между главой Чечни Рамзаном Кадыровым и руководителем Ингушетии Юнус-Беком Евкуровым в Ингушетии вспыхнули массовые протесты, начались бессрочные митинги.
В итоге 24 июня 2019 года бессменный глава республики Юнус-Бек Евкуров неожиданно для всех подал в отставку. «Все, чего мы достигли, что есть у нас сегодня, — ничто, если нет единства нашего народа», - сказал он в телевизионном обращении к жителям Ингушетии. А в разговоре с президентом России добавил – нужны новые люди.
Политологи недоумевали, гадая, где именно Кремль найдет нового человека для сложной кавказской республики.
Новым человеком оказался Махмуд-Али Калиматов. Одним из главных его преимуществ считают тот факт, что он давно не связан ни с республикой вообще, ни с протестующими кланами или кланом Евкурова в частности. И таким образом может оставаться над схваткой.
О личном
Махмуд Калиматов женат на дочери Магомеда Чахкиева, весьма уважаемого в Ингушетии человека. У них два сына.
Согласно декларации о доходах, в 2017 году он заработал более миллиона рублей. Основной добытчик в семье, похоже, его супруга – она пополнила бюджет почти на 7,5 миллиона. Врио главы Ингушетии владеет восьмидесятиметровой квартирой, на супругу записан жилой дом размером 480 «квадратов» и нежилое помещение площадью более двух тысяч квадратных метров.