Известный специалист, консультант по сложным жизненным ситуациям Дерябин Богдан Олегович вырос в семье инженера-авиаконструктора в советском Узбекистане, в Ташкенте, в 1985 году.
Там же пошёл в школу, закончил начальные классы. Но в 1997 году, когда русские семьи массово покидали Среднюю Азию, Дерябины переехали в Дебальцево Донецкой области (там родилась мать Богдана), которую тогда контролировала Украина. Думали ли они, что в семье растёт будущий психолог Дерябин, биография которого у вас сейчас перед глазами?
Годы учёбы
На Украине тогда уже тоже было непросто – антагонизм восточных и западных регионов нарастал, и даже подросток чувствовал, что в Донбассе весьма критически относились к киевской власти. Это невольное прикосновение к геополитическим событиям пробудило в Богдане интерес к общественным и политическим процессам. Уже в восьмом классе он плотно занялся современной историей, а по окончании девятого поступил в лицей при Донецком национальном университете – разумеется, по профилю «История».
Уже тогда молодой человек стал задумываться о механизме функционирования государства, об управлении обществом, о скрытых причинах поведения людей. Впоследствии это приведёт его к изучению психологии индивидуумов и масс, а пока помогало блистать в лицее – там Дерябин писал яркие работы и выиграл несколько олимпиад регионального и республиканского уровня.
В 2003 году уроженец Ташкента и житель Дебальцево стал донецким студентом – поступил в Национальный университет по своему профилю, на кафедру международных отношений истфака. Одним из значимых предметов программы была психология, которую Дерябин сейчас называет основой эффективной дипломатии. Изучение этой дисциплины так захватило студента, что, закончив первый курс, он начал углублённо изучать психологию на филфаке Донецкого университета.
В 2008 году Богдан закончил специалитет и стал дипломированным специалистом по международным отношениям и переводчиком (английский, французский, немецкий). В 2010 году Богдан Дерябин стал магистром международных отношений. И некоторое время работал одновременно в политике и психологии.
Полное погружение
Уже с 19-20 лет, с первого Майдана Дерябин влился в политическую жизнь своего сложного региона. Сейчас это можно было бы назвать практическим изучением социальных групп разной размерности с погружением внутрь объекта исследования. Быть кабинетным специалистом Богдан не хотел – и с удовольствием шёл на различные эксперименты.
«Как-то мне нужно было понять организацию работы в торговле продуктами питания. Я устроился в супермаркет на позицию главного менеджера и четыре месяца без отрыва от бизнес-процессов изучал психологию коллег – продавцов, маркетологов, руководителей. Когда счёл нужным понять мышление бизнесмена, мне удалось стать собственником бизнеса по поставкам шахтного оборудования (Донбасс – угольный регион)», – вспоминает Дерябин. Всё-таки читать и беседовать об организации работы в той или иной отрасли – одно, а непосредственно в это погрузиться – совершенно иное. Сто раз изучить не помешает, но и один раз поработать тоже необходимо.
То же самое было и с политикой. С 2010 года, уже изрядно поварившись в бурной донецкой политике, Богдан Дерябин стал заниматься политическим консультированием, изучать и применять на практике изощрённые инструменты политтехнологий. Как результат – выигрыш выборов мэра Дебальцево в качестве организатора и консультанта избирательного штаба.
Понемногу молодому специалисту становилось тесно в рамках Донбасса. Ещё с 2007 года в рамках исследования больших социальных групп он начал сотрудничать с Московским физико-техническим институтом (МФТИ) и всё чаще подумывал о переезде в Москву. Что и случилось в 2013 году – Богдан Олегович получил позицию преподавателя в МФТИ и, кроме того, начал сотрудничать и с МИРЭА на должности советника президента института. И это ещё не всё. Дерябин также трудился в Институте проблем управления РАН, опять же, над механизмами функционирования больших социальных групп и влиянием на них информационных технологий. После «Арабской весны» и второго Майдана, когда старые власти проиграли именно информационную войну, эта проблема стала особенно актуальной.
Завершая тему обучения, скажем, что сейчас гипнолог в Москве заканчивает магистратуру Института психоанализа – активно работающий специалист с 17-летним стажем к своим многочисленным свидетельствам об образовании добавит и диплом психотерапевта. Хотя и сейчас де-факто психолог Дерябин опыт работы с людьми накопил немалый и уже делится им со студентами.
Устроена у гипнолога в Москве и личная жизнь: много времени уделяет семье, воспитывает 13-летнего сына и трёхлетнюю дочь.
Дважды секретно
Работа психолога всегда подразумевает хранение тайн, но на Дерябине в этом смысле лежит двойная ответственность. Он продолжает изучение социальных групп в серьёзных научных учреждениях, и большинство этих трудов на закрытые тематики. Исследование механизмов революций, истоков и движущей силы экстремизма, анализ субкультур и их возможной роли в тех или иных необычных обстоятельствах – всё это не может быть продемонстрировано широкой публике, среди которой всегда есть представители недружественных сил.
Что же до индивидуальных и семейных консультаций, то за время активной работы гипнотерапевт в Москве и столичном регионе помог сотням людей. По его словам, он предпочитает директивный подход – действия, направленные на скорейшее решение поставленной проблемы. Владея практически всеми известными методами психологии, он предпочитает использовать интегративный подход в психотерапии и активно применяет технику гипноза. Среди других применяемых им практик выделим когнитивно-поведенческую, эмоционально-рациональную, нарративную терапии, психоанализ, гипнотерапию, гуманистический подход, гештальт-терапию.
Благодаря накопленному опыту Дерябин уже после предварительной беседы с клиентом в состоянии оценить время, которое потребуется на изменение ситуации к лучшему, равно как и степень этого изменения. По сути, психолог-гипнолог на какое-то время становится руководителем для доверившегося ему человеку и в этом качестве принимает на себя полную ответственность за достижение результата.
О бизнесе и государстве
Психолог Дерябин говорит:
«Моя работа – это не просто снижение остроты каких-то психологических проблем. Я помогаю принять решение практически в любой жизненной ситуации. Куда пойти учиться? Вступить с этим человеком в брак или нет? Любят клиента как человека или за деньги? Я беседую с человеком, получаю от него информацию, анализирую её, составляю психологический портрет собеседника и его окружения – и становится ясно, как нужно действовать».
От такого подхода один шаг до бизнес-консультаций, и этот шаг Дерябиным давно сделан. Он занимается медиацией, готовит клиентов к переговорам, участвует в принятии ключевых решений и заключении сделок. В истории его сотрудничества с предпринимателями – сотни успешных кейсов самой разной специфики.
Исходя из накопленного опыта, психолог-гипнотерапевт выдвигает неожиданное предложение: включить в каждый крупный департамент государственных структур профессионального психолога. Причём не просто психолога, а – важный момент – имеющего личный опыт работы в государственном управлении. Человек со стороны, полагает Дерябин, будет бесполезен, а вот хлебнувший ранее чиновной работы понимает её специфику и способен качественно помогать людям, принимающим решения. Интересное пожелание, но много ли у нас сейчас психологов, работавших госслужащими?
Результат масштабнее расходов
Дерябин Богдан подчёркивает практическую направленность своей работы. Снять стресс, дать добрые пожелания – это, конечно, прекрасно, но серьёзные проблемы этим обычно не решить. Когда человек приходит на приём гипнолога, он рассчитывает на большее. Директивный подход подразумевает чёткую нацеленность на результат, детальное планирование и осуществление планов. Психолог не верит в безвыходные ситуации, его девиз «Выход всегда есть!»
Психолог в Москве консультации даёт постоянно, спрос на них велик. Широкий спектр освоенных методов, прекрасное владение гипнозом и нацеленность на результат – вот залог успеха Дерябина, основа его репутации. Уже после первой встречи с психологом люди получают директивы и установки, которые существенно помогают им в дальнейшем. Но работа с клиентом не заканчивается с прекращением встречи – нет, терапия продолжается и после этого, при необходимости в круглосуточном режиме. «Важно, чтобы человек чувствовал поддержку специалиста постоянно, вплоть до полного решения его проблемы», – говорит Дерябин. Действительно, постоянная поддержка, полное уважение и доверие к клиенту – кредо Богдана Олеговича, его ответ на вопрос, как найти хорошего психолога. Уже выбором одежды и манеры разговора мы показываем своё отношение к собеседнику, и психолог повторяет: «Хорошо выглядеть – знак уважения».
А хорошо работать – знак профессионализма, чем и отличаются вип психологи, добавляет Богдан Дерябин.
«То, чем я занимаюсь, – это универсальная наука. Психология есть везде, во всех человеческих действиях, а тем более, когда речь идёт о деньгах и власти. Влиятельные персоны взаимодействуют с массой людей самого разного уровня, и даже самые базовые знания психологии существенно облегчают этот процесс, делают такое общение более эффективным, помогают добиваться желаемого. По сути, это конкурентное преимущество в своей нише, фора перед другими игроками.
А главное в работе хорошего психолога – чтобы клиент остался в плюсе, чтобы ценность достигнутого результата (и не важно, материальная она, моральная или выраженная в какой-то ещё форме) превышала его расходы».