Алексей Шевченко: «в России в талантах никогда не было недостатка»
Алексей Шевченко: «в России в талантах никогда не было недостатка»
Фестиваль «Органные вечера в Кусково» выходит на финишную прямую – начавшись 29 мая, завершится он 18 сентября.
На протяжении всего лета посетители усадьбы могут слышать концерты, в которых старинная и классическая музыка соседствует с сочинениями современных авторов, джазом и музыкой из любимых кинофильмов. И почти все концертные программы этого года в той или иной степени обращаются к неисчерпаемому творческому наследию Иоганна Себастьяна Баха. 14 августа «Органная месса» Баха прозвучала здесь в исполнении Алексея Шевченко, лауреата международных конкурсов, одного из интереснейших исполнителей-универсалов молодого поколения. Перед началом концерта нам удалось поговорить с ним.
Алексей, в фестивальном буклете о вас написано: «Музыкант владеет техникой игры на всех клавишных инструментах». А какой инструмент стоит у вас дома?
Да практически все и стоит. Есть орган, есть спинет – это маленькая разновидность клавесина, есть клавикорд. Ну, и фортепиано, разумеется, тоже есть.
У вас, видимо, большой дом?
Да нет, обыкновенный, стандартный…
И вы на всем этом упражняетесь, а соседи, судя по всему, не только не против, но даже радуются?
Вероятно… Хотя если играть на клавикорде – то они, может быть, и не подозревают о том, что мы музицируем: клавикорд – тишайший из клавишных инструментов, ухо современного человека первые 10 минут его практически не слышит. А ведь в свое время это был любимый инструмент Иоганна Себастьяна Баха!
У вас ведь еще и жена музыкант?
Да, моя супруга Мария Успенская - лучшая российская клавесинистка, победительница конкурса Баха в Лейпциге, лауреат конкурса в Брюгге – это старейший конкурс старинной музыки, там в те годы сидели в жюри по - настоящему легендарные люди, и Мария впервые в истории этого конкурса стала обладательницей премий сразу в двух номинациях – как клавесинистка и как хаммерклавиристка. Западные музыканты обычно с настороженностью относятся к тем, кто замахивается сразу на 2 номинации, и после победы Марии условия конкурса были изменены таким образом, чтобы это стало технически невозможно повторить…
То есть она не только первая в истории, но и единственная? И как вы распределяетесь, когда оба бываете дома - делаете график, кто на каком инструменте когда занимается? Или музицируете в 4 руки?
Единственная - несомненно. Все уже привыкли, что уровень музыканта и его регалии далеко не всегда совпадают. Но в случае Марии Успенской – совпадение абсолютное.
У нас дома и большие ансамблевые репетиции случаются – в частности, репетиции барочной капеллы «Золотой век» под руководством Александра Листратова, которая традиционно открывает и закрывает фестиваль «Органные вечера в Кусково».
Кстати, в 4 руки тоже играем! 26 октября в Рахманиновском зале консерватории будем играть с Марией все четырехручные сочинения Моцарта на хаммерклавире. Приходите!
На Западе фестивалей старинной музыки много, есть возможность показать себя.
Да, была - в доковидные времена. Но, будем надеяться, пост-ковидные тоже когда-нибудь наступят.
А у нас как со старинной музыкой дела обстоят?
В России с этим теперь тоже довольно неплохо. Во многом благодаря факультету исторического и современного исполнительского искусства, который существует в Московской консерватории с 1997 года. Факультет был открыт Алексеем Любимовым, а также его сподвижниками Назаром Кожухарем, Наталией Гутман и Юрием Мартыновым. Мне посчастливилось быть в первом наборе, а с 2003 года я преподаю здесь. Надо сказать, что некоторые наши коллеги с традиционных кафедр и специальностей до сих пор не могут смириться с нашим существованием… Тем не менее, среди выпускников нашего факультета уже множество лауреатов престижных конкурсов, преподавателей ВУЗов, в том числе европейских, концертирующих исполнителей. Посмотрите на афиши практически любого московского зала – концертов старинной музыки не два и не три!
Воспитали слушателя?
В общем-то, интерес к старинной музыке существует еще с советских времен. И даже то обстоятельство, что многие академические ансамбли, камерные оркестры, не всегда профессионально специализирующиеся на ее исполнении, тем не менее ее играют, как умеют, свидетельствует о том, что сама эта музыка у нас востребована, запрос есть. Так что уже не скажешь, что это направление какое-то раритетное.
И все равно фестиваль «Органные вечера в Кусково» стоит особняком. Наверное, уже лет 10 я являюсь его постоянным участником. Как и другие солисты барочной капеллы «Золотой век»: Александр Листратов, Фатима Лафишева, Елена Лендова, Руст Позюмский. Все мы не только выступаем на открытии и закрытии фестиваля, но и во время фестиваля – а он продолжается все лето – в разнообразных ансамблевых сочетаниях играем камерные программы. Так что считаем его своим «родным» фестивалем, и очень за это признательны организатору и художественному руководителю «Органных вечеров» Елене Приваловой.
Насколько я знаю, начинали вы свои серьезные занятия музыкой у знаменитого педагога Киры Александровны Шашкиной.
Детскую музыкальную школу я закончил в Самаре, и мой педагог Марина Семеновна Манькович буквально настояла на продолжении моего музыкального образования. В моей семье далеко не все это приветствовали… Именно Марина Семеновна придумала, что мне нужно поступить к Кире Александровне, и я действительно поступил к ней в школу-десятилетку при Казанской консерватории. А дальше получился зигзаг судьбы – я только-только обустроился в интернате при этой школе, и мама моя уже собиралась вернуться в Самару, как прошел слух, что Кира Александровна куда-то переехала, и в школе ее не будет. Потом выяснилось, что ее ученица Катя Меньшикова получила вторую премию юношеского конкурса Чайковского, и после этого Киру Александровну позвали преподавать в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории. Меня в Казани уже распределили к другому педагогу, но Кира Александровна разыскала и забрала меня в числе пятерых своих казанских учеников в ЦМШ. Вот так неожиданно для себя самого я оказался в Москве.
А когда в 1997 году вы поступали на только-только открывшийся факультет исторического и современного исполнительского искусства, в этом тоже была рука судьбы?
Пожалуй, можно и так сказать. Я познакомился с Юрием Мартыновым, замечательным пианистом, клавесинистом, исполнителем на исторических фортепиано, и он рассказал мне про этот факультет. Он был тогда совсем маленький – буквально 7 или 8 педагогов… Собственно, тогда и началась для меня старинная музыка. А органом вплотную я начал заниматься на втором курсе консерватории под руководством Алексея Александровича Паршина, его я считаю моим главным учителем.
Вы, наверное, все органы Москвы знаете как свои пять пальцев?
Практически все – как, собственно, и любой играющий московский органист. В этом смысле музыкальная жизнь в Москве довольно кипучая, да и вообще органная музыка у нас всегда была любима и популярна.
Но ведь орган – это в первую очередь инструмент церковный, католический.
Как это ни удивительно, но орган был изобретен в Византии. А, как мы знаем, Византия была православной. В православии же принято только вокальное сопровождение церковных богослужений, поэтому орган у нас ассоциируется в первую очередь с западными ветвями христианства - католичеством, протестантизмом. Тем не менее, есть такой забавный факт, его приводит Леонид Ройзман в своей книге «Орган в истории русской музыкальной культуры»: в глубоко допетровские времена, когда к Ивану Грозному пожаловала персидская делегация и подарила ему слона, он в ответ подарил им орган. Увы, в Персии орган так и не прижился – как, впрочем, и слоны у нас в России… А популярностью органа в России и становлением здесь профессионального органного искусства мы обязаны не в последнюю очередь инославным христианам.
К вопросу о популярности старинной музыки. Много ли сейчас желающих поступить к вам на факультет исторического исполнительства?
Много. У нас конкурс, как правило, выше, чем на остальные факультеты.
А как насчет талантов?
В России на таланты никогда не было дефицита. Но всех историческому исполнительству научить, конечно, нереально, для этого нужны особенные, специфические способности. Поэтому отдельный набор на наш факультет – это, конечно, необходимость.
В глазах обывателя органная музыка – это в первую очередь Бах. Но я знаю, что вы немало трудов положили, чтобы расширить свой исполнительский репертуар.
Да, мы часто включаем в свои программы музыку редко исполняемую. Это напрямую связано с философией исторического исполнительства. Академические музыканты исходят, как правило, из того, что музыка, интересующая их профессионально, начинается с Иоганна Себастьяна Баха. Откройте любой школьный учебник музлитературы: Бах будет первым автором, которого изучают. А вся предыдущая музыка добаховской эпохи считается вроде как подготовительной. Строго говоря, уже во второй половине XVIII века, в эпоху расцвета галантного стиля, отношение к барокко было скорее отрицательным – это считалось чем-то вычурным, переусложненным, мутным, темным. И так вплоть до начала ХХ века люди искренне верили, что современный им вкус наиболее совершенен… Самая популярная книга о Бахе принадлежит перу Альберта Швейцера, ей, кстати, уже более 100 лет, и начинается она довольно полемическим утверждением, что к Баху все приходит - и от него ничего не идет. Бах, разумеется, очень сильно повлиял на последующую историю музыки. Но Швейцер таким образом хотел заострить внимание читателей на том, что Бах является в некотором роде суммой эпохи – как минимум предшествующих 150 лет. Это была эпоха гениев, и имена барочных композиторов до сих пор открываются.
И кто вам наиболее близок из вновь открытых?
Мне очень близка музыка сыновей Иоганна Себастьяна Баха, хотя они как раз уже представляют галантную эпоху, эпоху чувствительного стиля. У Баха было 20 детей, из них как минимум четверо стали великими музыкантами – Вильгельм Фридеман Бах, Карл Филипп Эммануэль Бах, Иоганн Кристиан Бах и Иоганн Кристоф Фридрих Бах. Иоганн Готфрид Мютель - последний ученик и душеприказчик Баха, жизнь которого была связана с Россией, он много лет прожил в Риге и являлся органистом знаменитого Домского собора, - он как раз из тех иностранцев, которые воспитали в России целую плеяду учеников. Еще очень люблю русскую музыку доглинковской эпохи – XVIII – н. XIX веков. Буквально на днях мы с Александром Листратовым записали для диска, издаваемого студией звукозаписи Московской консерватории, сонату Ильи Лизогуба – композитора начала XIX века. Их было два брата – Илья и Александр, известны они также тем, что выкупили и таким образом освободили Тараса Шевченко, который был крепостным, как известно. Оба были офицерами, Илья Иванович даже участвовал в Бородинском сражении. Кстати, из истории музыки мы знаем, что многие русские композиторы были офицерами – среди участников «Могучей кучки» их было немало. Пожалуй, это многое говорит о культурном уровне армии того времени…
На том же диске выйдут и Вариации для виолончели и фортепиано Александра Виельгорского. Фамилия музыкантов и виолончелистов Виельгорских часто возникает в связи с биографией Глинки, они были вхожи в его круг. В основном упоминают Михаила и Матвея. А Александр прожил совсем недолгую жизнь – всего 19 лет. Его «Вариации на собственную тему», как и сонату Лизогуба, мы записали в Большом зале консерватории на подлинных исторических инструментах. Александр играл на старейшей в России - и одной из старейших в мире - действующей виолончели, на жильных струнах, без шпиля, а я на фортепиано Бродвуда – это инструмент 10-х годов XIX века, который нам любезно предоставил для записи Петр Айду, мой гениальный коллега, пианист и клавирист, тоже преподаватель нашего факультета. Он сам приобрел его, отреставрировал у прекрасного бельгийского мастера и привез в Россию. В диск также войдет русская клавирная музыка на клавесине в исполнении Марии Успенской – соната Бортнянского, вариации Василия Караулова на тему русской песни «Ах, как тошно мне, тошненько» и большая соната Льва Гурилева - отца Гурилева, автора известных романсов, его отец тоже был крепостным, при этом великолепным композитором. И также для этого диска Фатима Лафишева и Мария Успенская записали скрипичную сонату Максима Березовского. Надеемся, что эта запись выйдет уже совсем скоро.
P.S. Фестиваль «Органные вечера в Кусково» продолжается. Впереди еще 6 концертов - 6 изысканных программ, в которых примут участие замечательные музыканты. Даты концертов и подробную программу можно узнать на сайте.
Беседовала Светлана Остужева