Владислав Лаврик: "Ярких талантливых музыкантов в России много"
Владислав Лаврик: "Ярких талантливых музыкантов в России много"
Восьмой Международный музыкальный фестиваль медного духового искусства «Brass days» пройдет в четырех российских городах: Москве, Туле, Волгограде и Оренбурге.
Фестиваль стартует 11 октября в малом зале Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского. Завершится мероприятие 13 декабря выступлением в концертном зале Оренбургской областной филармонии.
Об идее создания фестиваля и исполнителях, представленных в программе нынешнего года, и о том, как развивается медное духовое искусство в России, корреспонденту Infox.Ru рассказал художественный руководитель фестиваля и один из ведущих российских молодых дирижеров Владислав Лаврик.
Впервые международный фестиваль состоялся в 2011 году, и вы были его инициатором. Поделитесь, с чего начиналась история «Brass days»?
Учреждая данный фестиваль, мы хотели продемонстрировать слушателям высокую культуру медного духового искусства, которая есть у нас в стране, привлечь внимание публики к замечательным солистам и талантливым молодым ребятам.
С самого своего основания фестиваль проводится при поддержке Московской консерватории. Мы и раньше проводили здесь серии концертов, но в 2011 году пришла идея назвать их «Brass days» и сделать полноценным фестивалем. Создавая его, мы хотели не только повысить интерес публики к духовому инструментальному искусству в России, но и привлечь лучших российских и зарубежных исполнителей, которые будут делиться своим опытом и тем самым поднимать уровень исполнительского духового искусства у нас в стране.
Владислав, расскажите, как происходит процесс отбора участников фестиваля? Какие критерии используются?
В наших программах представлены именитые музыканты, заработавшие авторитет своим профессионализмом за долгие годы: Аркадий Шилклопер, Сергей Накаряков, Йенс Линдеманн и многие другие мастера, кто уже успел выступить у нас на фестивале.
И, конечно, мы знакомим зрителя и с молодыми ребятами, которые представляют будущее медного духового искусства в нашей стране. Среди них те, кто уже принимал участие в фестивалях, есть победители международных телевизионных конкурсов «Синяя птица» и «Щелкунчик», и просто талантливые юные исполнители со всей России.
Владислав, а что для Вас является показателем того, что музыкант действительно имеет достойный уровень исполнения? И сильна ли российская духовая школа по сравнению с зарубежными?
Я могу сказать, что ярких талантливых музыкантов в России много. Здесь снова назову Сергея Накарякова – известного во всем мире трубача, Вадима Эйленкрига – замечательного джазового трубача.
Однако, в среднем уровень все же выше в Америке и в Европе, а хотелось бы, чтобы те ребята, которые садятся в оркестр в медную группу и являются частью симфонического оркестра, исполняли музыку не хуже своих западных коллег. Поэтому мы перед собой ставим также задачу развития нашей духовой школы.
Как Вы считаете, с чем связан недостаточный уровень развития медного духового искусства в нашей стране?
Я думаю, что потерялась традиция, когда духовая музыка звучала практически везде: в каждом парке, в учебных заведениях и, может быть, еще из-за того, что старая школа была более обособленной. Педагоги придерживались закрытых тенденций, то есть они не стремились обмениваться опытом.
Сейчас все открыто, налажена коммуникация между педагогами, есть возможность делиться опытом через Интернет и лично присутствовать на мастер-классах в любой точке Земли. В Европе, к примеру, один педагог приезжает к другому. В Америке фестивали проходят практически в каждом штате, в каждом университете. Обмен опытом и информацией побуждает людей увлекаться и заниматься, и обеспечивать прогресс.
Фестиваль был учрежден для того, чтобы повысить интерес публики к духовому инструментальному искусству в России. Насколько организаторам удалось достичь этой цели на сегодняшний день?
Я могу с уверенностью сказать, что наши мастер-классы собирают все больше и больше людей, концерты становятся все популярнее, приходят люди, которые никогда не слышали такой инструмент, как труба, и после выступления говорят: «Как она замечательно звучит!».
Или, к примеру, тубист Серджио Каролино, который участвовал в нашем фестивале в прошлом году. Никто никогда не мог представить, что можно играть на тубе с такой легкостью и так владеть звуком. Мы открываем для людей новые страницы, новые горизонты. Все думают, что духовой инструмент – это исключительно военные оркестры, но мы можем играть и Чайковского, и Рахманинова.
Много произведений за рубежом сейчас пишется специально для духовых инструментов. Конечно, хочется, чтобы это все дальше развивалось и у нас.
Какие изменения в программе произошли в этом году? Есть ли существенные новшества?
Фестиваль постепенно раздвигает свои границы - в этом году он пройдет уже в 4 городах: в Москве будет представлено четыре концерта, три концерта - в Туле, и еще несколько концертов в Волгограде и Оренбурге. Помимо того, что мы расширяем географию, мы стараемся привлекать еще больше юных талантливых ребят, которые участвуют в мастер-классах и затем приезжают на концерт в Москву, выступают в Малом зале Московской консерватории.
В этом году приглашены наши американские друзья из университетов, приедет замечательный немецкий трубач Отто Саутер, который дает мастер-классы по всему миру и является директором Ассоциации духовых инструментов.
Вернемся к фестивалю «Brass days». Можете кратко рассказать о музыкантах фестиваля? Откуда они и какой опыт имеют за плечами?
Помимо духовиков в нашем фестивале принимают участие и другие инструменталисты. Александр Князев – замечательный виолончелист, который выступит в Туле, Игорь Бутман – лидер, представляющий духовое искусство в нашей стране. В прошлом году в Туле выступал пианист, заслуженный артист РФ Борис Березовский. Привлекая таких музыкантов, мы показываем, что духовая культура тесно связана с куда более популярными в нашей стране на сегодняшний момент струнной и фортепианной школами, и с другими сферами исполнительского искусства.
Изначально фестиваль проводился только на московских площадках, с 2016 года он начал расширять свою географию и сегодня проводится уже в четырех российских городах. Каким вы видите будущее «Brass days»? Станет ли фестиваль еще более масштабным?
Надеюсь на это. Хочется познакомить с духовой музыкой как можно больше зрителей из разных городов. Хотелось бы привезти в Россию таких знаменитых исполнителей на трубе, как Артур Сандоваль, Элисон Болсом, Тина Хельсет. Хочется, чтобы композиторы писали еще больше музыки для наших артистов. Я надеюсь, что в этом направлении мы будем и дальше развиваться.
Хочу выразить благодарность министерству культуры РФ, руководству Московской консерватории и Московской филармонии, которые оказывают поддержку нашему фестивалю. А так же Михаилу Аркадьевичу Брызгалову, директору духового общества им. В.М. Халилова.