Москва
22 ноября ‘24
Пятница

Русские Робины Гуды отдают чупа-чупс сиротам

На экраны выходит «Гоп-стоп» - новый фильм Павла Бардина, снявшего скандально-известную «Россию-88». На этот раз его мучительное размышление о судьбах родины замаскировано под ироничную сказку.

О режиссере Павле Бардине много говорили в прошлом году, когда его фильм «Россия-88», показанный на Берлинском фестивале, маялся с прокатом на родине. Его, как будто бы запрещали как экстремистский, говорили даже, что эта антифашистская картина, снятая на основе фашистских роликов, выложенных в интернет, сделана так натурально, что вызывает обратный эффект. Режиссер активно встречался со зрителями, разъяснял и рассказывал, даром, что профессиональный журналист. В результате «Россия-88» в прокат все-таки вышла, но особых волнений не вызвала. А Бардин запомнился всем как режиссер несогласный, смелый, с активной гражданской позицией.

Второй его фильм под называнием «Гоп-стоп» похож на первый только главным героем – Петр Федоров, который сыграл яростного скинхеда Штыка в «России-88» на этот раз исполнил роль гопника Василия. И отметим сразу, что образ интеллектуальных подонков удается этому, без сомнения, энергичному актеру, куда лучше.

Остался во втором фильме и социальный пафос. Здесь нам раскрывают истоки зла, агрессии и нетерпимости, которые так натурально были показаны в «России-88»: нищета, социальная несправедливость, коррупция и беззаконье… Но на этот раз режиссер решил вскрывать язвы осторожно с помощью забавной комедии. А для больше доходчивости еще и в духе русской народной сказки. Папа режиссера, видный мультипликатор Гарри Бардин, тоже делающий обычно фильмы ироничные и социально неравнодушные, прочитал закадровый текст в фольклорном ключе. Он был бы хорош, если бы авторам удалось вложить в него немного смысла или хотя бы юмора. А так получилось что-то из серии «мама такая хорошая, про паровоз поет».

История, рассказанная в фильме напоминает советскую киноклассику. Вася и Тарас -- современные российские Робины Гуды, решившие самостоятельно восстановить социальную справедливость. Но, в отличие от интеллигентного Деточкина, они воруют автомобили у богатых не по велению души, а по стечению обстоятельств. Если ты родился в городе Нижний Верхолуйск, где единственное градообразующее предприятие давно сдается в аренду, жизненных путей у тебя немного: стать бандитом в погонах или уйти на вольные хлеба.

Беспризорники Вася и Тарас, живущие с босоногого детства, как братья, выбирают волю, дешевые наркотики и мелкое гопничество. Конечно, они мечтают о крупной карьере в криминальном мире, но пока подворовывают по мелочам, чтобы с автокредитом рассчитаться. Живут себе так счастливо и беспечно, у них даже девушка появляется, сбежавшая от ментов украинская проститутка Мэри. Но однажды, из психушки выходит Али Баба, Васин батяня, в прошлом известный в округе беспрельщик. И тут гоп-компания, уходит в леса и начинает подпольную войну с неправильным мироустройством. Справедливость они видят так: отнять у богатых чупа-чупс и раздать его детям-сиротам.

Надо признать, что связь между теми или иными событиями и логику развития характеров героев фильма разглядеть непросто. Если герой вдруг становится лишним, как Тарас, например, то его просто убивают, со слезами закапывают вместе с кассетным магнитофоном «Электроника» (хотя сомнительно, что даже в Верхолуйске сегодня остались такие раритеты). Но, поскольку заранее известно, что перед нами не столько художественное произведение, сколько острый политический фельетон, то приходится терпеть.

Чтобы показать, как беспросветна жизнь в Верхолуйске, который, конечно же, является неприкрытой метафорой всей страны, авторы не жалеют средств. Мэр – скотина и вор, сынок у него кокаиновый придурок, народ туп, пьющ и завистлив, милиция -- в сговоре с криминалом. Для поддержания заявленного комедийного тона в Верхолуйске поселили несколько сюрреалистических персонажей, например, гея, работающего в администрации градоначальника. Никакого смысла он не добавляет и придуман исключительно для красоты. Так же, как Путин, который в финале неожиданно спускается с неба, чтобы принести людям Верхолуйска мир, банкет и танцы до упаду.

Вроде и ладно – сказано же, сказка. Почти невыносимой для просмотра ее делает тот факт, что рассказана она сплошь на фене. В этих грубых, неуместных, собранных наспех словах столько же жизненной правды, сколько в лысом, манерном гомосексуалисте, заигрывающим с начальником милиции.

Проглотив эту кое-как заваренную кашу, хочется искренне пожелать неравнодушному режиссеру Павлу Бардину новых творческих успехов и сотрудничества с талантливым сценаристом.

Полная версия