Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

15:32
Москва
5 ноября ‘24, Вторник

Гадкий утенок попал в тоталитарное общество птичьего двора

Опубликовано
Текст:

Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Несовременный по форме и содержанию мультфильм рассказывает детям, как сложно быть другим в обществе идущих вместе. Каково живется тонким и длинным там, где ценятся жирные и приземистые. В прокате идет полнометражная картина аниматора Гарри Бардина «Гадкий утенок».

Как и одноименная сказка Ганса Христиана Андерсена, фильм «Гадкий утенок» начинается пасторальной зарисовкой птичьего двора. Солнышко светит, бабочка порхает, птички вот-вот проснутся, детки вылупятся. Короче, хорошо иметь домик в деревне. Но уже со второй минуты становится понятно, что фильм будет куда жестче душераздирающего оригинала. «Как тяжело жить!» - восклицает пластилиновый червячок, чудом вырвавшись из клюва петуха.

Режиссер Гарри Бардин рассказывал, что ввел этого небольшого персонажа для того, чтобы показать, что кому-то живется в этом вольготном, сытом, правильном месте еще хуже, чем уродливому, несуразному подкидышу. А Гадкому утенку, с его неформатным клювом и хилой комплекцией жить на птичьем дворе невыносимо. Благополучное, хорошо устроенное в уютных гнездах коренное население ненавидят и боится его. Он другой и этим опасен.

История про птенца, которого все считали безобразным из-за его несуразного вида, придуманная когда-то добрым датским сказочником, раньше объясняла детям, что внешняя красота – это не главное. В фильме, который в течение шести лет делал один из самых именитых отечественных аниматоров, она превратилась в абсолютно бескомпромиссную драму о ксенофобии.

Бардин и сын

Для тех, кто вырос в советское время, решительно все имена, которые значатся в титрах, не просто знакомы, а входят в базовый культурный набор. Музыку П.И. Чайковского на стихи Юлия Кима исполняет оркестр под управлением Владимира Спивакова и хор Турецкого. Герои говорят голосами Армена Джигарханян, Константина Райкина, Юлии Рутберг. Однако у поколения, которому «Гадкий утенок» непосредственно адресован, как выясняется, даже имя Ганса Христиана Андерсена не вызывает внятные ассоциации. А уж заслуги Гарри Бардина и вовсе требуют обстоятельного описания.

Гарри Бардин же опробовал самые разные анимационные техники и каждый раз с успехом. Рисованный ли это «Летучий корабль» или пластилиновый «Брэк», веревочный «Брак» или бумажное «Адажио». В остросюжетном «Банкете» действуют вилки и рюмки, а в «Конфликте» - спички. Предметная анимация, к слову сказать, сложнейшая техника, удачные примеры которой можно сосчитать по пальцам. За проволочный психологический триллер «Выкрутасы» Бардин получил награду Каннского фестиваля. Заметим, что в его коллекции имеются все самые почетные анимационные трофеи. Фильмы Гарри Бардина всегда отличаются блестящим остроумием (трагический мюзикл «Пиф-паф- ой-ой-ой» куда смешнее иных юмористических сериалов) и оригинальной музыкальностью (скажем, «Серый волк энд Красная шапочка»).

Хочется, чтобы обо всем этом зрители вспомнили прежде, чем вынести "Гадкому утенку" вердикт. А многие, скорее всего, выйдут из зала обескураженные. Но это проблема не столько нового фильма, сколько нового зрителя. Зрителя, который за короткое время потерял способность ценить мастерство и разучился всматриваться в красоту. Если вы не оценили, как герои двигаются под музыку, какие выразительные у них жесты и мимика, как живописны пейзажи, значит просто нужно повышать свой культурный уровень, смотреть больше хороших фильмов, изучать классику анимации.

А если дети во время «Гадкого утенка» ни разу не заплачут, не сожмутся в комочек, а только заноют, что все это скучно и не прикольно, значит рановато они приобщились к «Южному парку». Все-таки для правильного взросления души на каком-то этапе нужны простые, четкие эмоции: жалость, сочувствие, сострадание. Только не верьте, что это фильм не детский, что фашизм и тоталитаризм – слишком трудные для ребенка темы. О том, что получится, если с малых лет не расставить все по своим местам, довольно ясно показал, кстати, сын Гарри Яковлевича Павел в своей «России – 88».

Реклама