Москва
22 ноября ‘24
Пятница

Бесы слепнут, глядя на эту красоту

В прокат вышел «Тайна Келлс», похожий на кельтский орнамент мультфильм. Визуальная изысканность и сложный исторический контекст изящно укладываются в простую детскую историю.

По Ирландии IX века свирепо шествуют викинги. В небольшой, затерянной в дремучем лесу деревушке спряталось Келлское аббатство. Его настоятель -- упертый и строгий аббат рисует хитроумные чертежи и торопится возвести неприступные стены, которые спасут его людей от нашествия варваров. С ним живет сирота Брендан -- рыжий, любопытный мальчик, который никак не может осознать угрозу и стать собранным, внимательным и угрюмым, как все обитатели монастыря.

Однажды в Келлскую обитель приходит старенький монах, чудом бежавший с острова Иона, уничтоженного норманнами. Он-то знает, что стены от викингов не спасут. А единственное, что сможет помешать тупой, грубой, разрушающей силе -- это Книга. Ее как самое ценное Бран Эйдан принес с собой в Келлский монастырь. С ее страниц идет Свет. Но самую главную страницу еще предстоит дописать.

Эта книга – совсем не выдумка. Она называется Келлской или Книгой святого Колумбы, существует по сей день, хранится в Тринити-колледже и считается одним из самых ценных памятников европейской средневековой культуры. То, что потом стало «кельтским стилем» -- все оттуда.

Содержательно же она представляет собой четыре Евангелия. Святой Колумба -- крестоносец, который начал свой поход с острова Ионы, вот почему эта книга носит его имя. В фильме обыгрывается версия, по которой он начал писать книгу лично. Некоторые монахи рассказывали, что видели у Колумбы третий глаз, другие -- третью руку. В любом случае простой человек не мог бы создать такого. Говорят еще, что Келлскую книгу рисовали ангелы. А бесы слепнут, глядя на эту красоту.

Монах рассказал Брендану про магический кристалл, который оставил в помощь иллюстраторам великий Колумба. Чтобы добыть артефакт, мальчику нужно выйти за высокие стены монастыря в таинственный, запретный лес, спуститься в логово чудовища и победить его.

В лесу Брендан встречает Эшлинг -- хозяйку леса. Иногда она превращается в белую волчицу, а иногда в шуструю девочку с длинными белыми волосами. Такая вот смесь «Мцыри» и «Принцессы Мононоке», украшенная причудливым, искуснейшим кельтским орнаментом и пронзительной средневековой ирландской мелодией.

При том, что фильм вышел эстетически безупречным и рассказывает о важных и сложных исторических событиях, сама история получилась очень простая (может быть, некоторые найдут, что чересчур), а выводы ясны даже ребенку: взгляни своим врагам в лицо, и только тогда ты победишь их. «Тайну Келлс» можно однозначно назвать очень красивым фильмом, даже если его содержание покажется скучным или примитивным.

Имена режиссеров ничего не скажут неискушенному зрителю. Впрочем, до 2009 года, когда мультфильм овациями был встречен на мировых анимационных фестивалях и вошел в оскаровский шорт-лист 2010 года, Томма Мура и Нору Твоми знал не всякий специалист, поскольку «Тайна Келлс» -- это их дебютное кино. Чтобы дать зрителю маячок, американские прокатчики, например, вставили в трейлер фразу «от продюсеров «Трио из Бельвилля». Один из них, Дидье Бруннер, действительно работал с Сильвеном Шоме, в том числе и над его короткометражкой «Старушка и голуби». Но если уж и есть что-то общее между этими произведениями, так это только то, что перед нами абсолютно самобытная авторская анимация. Она может быть очень близка или вообще никак не встроиться в систему ваших зрительских координат. Заранее можно только предупредить, что «Тайна Келлс» не похожа ни одним кадром, ни одним героем, ни единой шуткой на голливудскую анимацию. Ни на хорошую, ни на плохую. И в этом ее ценность. Она принадлежит принципиально иной повествовательной и изобразительной культуре, о которой не только зритель, но и сами кинематографисты последнее время стараются отмахнуться. А ведь она существует. И, как оказалось, востребована.

При этом любопытно, что, казалось бы, весьма своеобычная кельтская традиция органично перекликается с нашей. Визуально «Тайна Келлс» очень напоминает экспериментальные союзмультфильмовские работы каких-нибудь 70-х годов. Да хоть бы норштейновских «Лису и зайца» вспомнить. У ирландцев лес представляется кельтским орнаментом, у нас -- ситцевым узором. А батальные сцены и вовсе приводят нас к книжной иллюстрации и военным плакатам времен русского авангарда.

Полная версия