Москва
18 ноября ‘24
Понедельник

История игрушек в детском саду строгого режима

На экраны выходит «История игрушек. Большой побег», живописующая детский садизм в младшей группе «Гусенички». На этот раз студия Pixar сделала почти невозможное. Третий фильм получился даже лучше, чем чудесные первые два.

За те 15 лет, которые отделяют первую «Историю игрушек» от последней, главный герой фантазер Энди непоправимо вырос. Ему восемнадцать, и тут ничего не поделаешь. Вместо трогательной фотографии малыша с любимыми игрушками на стене его комнаты красуется футбольная команда. Наши старые знакомцы -- Вуди, Базз и компания -- коротают свои безрадостные денечки в сундуке. Но это только начало конца.

Нервная работа

Жизнь игрушек, как мы узнали благодаря первым сериям мультфильма, полна тревог (что естественно, когда работаешь с детьми). В первой части герои переживали страх от того, что появится кто-то новый, более совершенный и займет их место в жизни ребенка. Во второй серии перед игрушками стояла дилемма, стоит ли полностью отдавать свою жизнь маленькому человечку, или же не лишне подумать о себе. Перед старым верным ковбоем Вуди стоял ох какой непростой выбор: самосохранение или любовь.

Со всеми этими сложностями, неизбежно сопровождающими взросление, герои фильма -- и игрушки, и люди -- успешно справились. Но сейчас действительно роковой момент. Тот день, которого они больше всего боялись, настал. Энди поступил в колледж. Он должен немедленно определиться, что делать с полным сундуком старых игрушек. Самое лучшее, что с ними может случиться, -- ссылка на темный чердак. Там они могут хотя бы мечтать, что когда-нибудь Энди достанет их для своих детей.

Но вместо этого они попадают в настоящий игрушечный рай. В детском саду «Солнышко» с игрушками играют пять дней в неделю, с утра до вечера. А когда дети вырастают, им на смену приходят новые.

Лишившись хозяина, игрушки в саду живут простой и справедливой жизнью, дружной коммуной, которой управляет старый мудрый плюшевый медведь Лотсо. Он мягкий, розовый и пахнет клубникой. С ним его верный помощник Мега Пупс -- жутковатый, кривой на один глаз пупсик. Он и проводит наших окрыленных друзей из группы «Бабочки» в группу «Гусенички». Здесь-то игрушки из хорошей семьи, видевшие горе только из окна детской (помните в первом фильме юного франкенштейна Сида), узнают всю правду жизни. «Гусенички» -- младшая группа детского сада. И живым отсюда не уходит никто.

Детям не игрушки

Работая над третьей серией фильма, аниматоры студии Pixar признавались, что самым сложным было, имея в распоряжении современные технические возможности, стилистически соответствовать тому, что было придумано 15 лет назад. В 1995 году «История игрушек» произвела революцию не только в мультипликации, но во всей киноиндустрии, став первым фильмом, сделанным целиком на компьютере. При том что студия и сейчас остается лидером в технологии, зная свойственный этим ребятам перфекционизм, можно только догадываться, сколько сил пришлось потратить на то, чтобы движения и мимика игрушек в 2010 году не сильно отличались от тех, которые придумали пионеры трехмерной анимации.

Зато на человеческих детенышах аниматоры оторвались на полную катушку. Минутная сцена возвращения «гусеничек» с прогулки по накалу не уступает знаменитой вертолетной атаке под «Полет валькирий» из «Апокалипсиса наших дней».

Кен вместо Клуни

Моментов, которые способны впечатать в кресло даже самого толстокожего зрителя, в третьей «Истории игрушек» немало -- один только Мега Пупс на качелях, глядящий запавшим глазиком на полную Луну, чего стоит. Смешных еще больше. Например, сцена, в которой Базз Светик переключается в испанский режим, очевидно, войдет в историю комедийного жанра. А красавчик Кен безо всякого сомнения наш новый кумир. Одинокий метросексуал, проживающий в роскошном доме, набитом шмотками... При этом тонкая, страдающая личность, не желающая быть просто «игрушкой для девочек». «Ты не игрушка -- ты аксессуар», -- кидает ему язвительный мистер Картофельная Голова. Внутренняя драма Кена не уступит той, что пережил герой Джорджа Клуни в фильме «Мне бы в небо».

Приглашение сценариста Майкла Арндта стоит признать удачным кадровым решением. Pixar вообще редко пользуется услугами чужих специалистов, но все, кто видел «Маленькую мисс счастье», за сценарий к которой Арндт получил «Оскар», поймет, что он здесь не чужой. Ему, давнему поклоннику студии, кстати, принадлежит точнейшее наблюдение: «Зрителю передается радость, которую испытывали создатели фильма в процессе работы».

Вот почему мы все (ну кроме уж совсем каких-то странных личностей) с таким наслаждением два часа смотрим мультик про игрушки. Не только из-за отточенного сюжета и остроумнейших реплик. Даже не потому, что история игрушек это история каждой семьи. («Это фильм про нас», -- говорят сами создатели. И все зрители смогут сказать то же самое.) 24 «Оскара», слава, безумные кассовые сборы -- всего этого добиться очень сложно. Но сохранить через 20 лет удовольствие от работы -- это настоящее счастье. За этим счастьем зрители и ходят на пиксаровские фильмы.

Полная версия