В прокат выходит «Мне бы в небо» -- образцовая мизантропическая трагикомедия эпохи экономического кризиса. Джордж Клуни сыграл одну из лучших своих ролей. Его герою дается ценное право не быть хорошим и счастливым человеком.
Значительную часть жизни Райан Бинэм стремится проводить поближе к облакам, в качестве пассажира бизнес-класса курсируя в самолетах над США. Страсть к полетам объясняется не романтикой, а нормальной жизненной целью налетать определенное количество воздушных миль и получить за это престижную бонусную карту. Впрочем, с известной долей мистической лирики можно предположить, что Райана так тянет ввысь отчасти и потому, что по результатам выбранного рода занятий ему, вероятнее всего, предстоит гореть в аду. Он работает специалистом по увольнениям и материализуется перед клерками по всей стране в виде ужаса, летящего на крыльях экономического коллапса. Вручает гражданам уведомительное письмо, сообщает, что увольнение – идеальный способ начать новую жизнь и обрести наконец себя. Параллельно герой выступает с публичными лекциями о том, что дом, семья и вообще излишки всего человеческого – это набитый бессмысленным хламом жизненный рюкзак, который хорошо бы держать пустым.
Понятно, что к финалу создатели картины снабдят поначалу самодостаточного персонажа парой-тройкой неожиданно крепких связей и ворохом сомнений касательно выбранной философии, но особенно настаивать на его моральной перековке, к счастью, не станут. Для российского зрителя, которого обычно просят вон из офиса без этих вот дипломатических экивоков и наемных специалистов, вполне обходясь силами бывалой тетеньки из отдела кадров, многое в картине рискует показаться экзотикой. Например, сама профессия героя и то обстоятельство, что в ней, оказывается, как у каких-нибудь аутентичных скорняков-надомников, есть свои консервативные ремесленные традиции вроде непременного двойного шва по голенищу. Именно поэтому появление в фирме молоденькой, но вполне себе саблезубой сотрудницы (Анна Кендрик из «Сумерек»), придумавшей бюджетный способ увольнять людей с помощью бездуховных видеоконференций, вносит в налаженный быт Райана неприятную динамику. Особенно когда девушку отправляют с ним в очередную командировку в двусмысленном качестве то ли практикантки, то ли контролера.
Комедия с минорным аккордом
Более или менее опытному кинозрителю вполне по силам предположить, что в итоге получит повестку и покумекает над золотыми словами уже о собственной новой жизни сам герой. Однако в своей третьей картине постановщик Джейсон Рейтман с блеском подкрепляет ранее созданную репутацию одного из самых нестандартно мыслящих голливудских режиссеров. Нестандартность эта, как нестандартности и положено, особого свойства. И в «Здесь курят», и в «Джуно» мы наблюдаем, как обаятельные люди (а любовь поклонников к Джорджу Клуни, думается, достаточно сильна, чтобы без отвращения вообразить себя на месте тех, кого Клуни увольняет) совершают неприглядные поступки. И, что особенно существенно, не только не испытывают по этому поводу чрезмерных мук, но и удаляются за кадр без видов на нравственное преображение.
Подобной натуры в жизни можно обнаружить предостаточно, обернувшись по сторонам, а то и просто глянувши в зеркало (другое дело, что там опять-таки отразится не Клуни, который в картине предстает в лучшем виде). Но в современном массовом кино подобных персонажей стесняются, клеймят или перевоспитывают. Потому картину, которая ни в коей мере не арт-хаус, сравнивают с классическими лентами 60-70-х. Где добро не обязательно торжествует, комедия свободно может закончиться на минорном аккорде, а лирический сюжет не ведет созданных друг для друга героев к алтарю с железобетонной предопределенностью.
Любовь побоку
Во второй половине фильма Джейсон Рейтман, правда, позволяет себе рискованный концептуальный финт, доверяя герою несколько добрых дел. А затем и вовсе устраивает присущий концовкам романтических комедий нацеленный на личное счастье забег с препятствиями. И хотя по характерному выражению лица актрисы Веры Фармига («Отступники») как-то сразу понятно, что с любовью здесь едва ли что выгорит, поводы поволноваться на предмет внезапно посетившего режиссера благодушия все-таки возникают. В какой-то момент Райан, например, вынужден ради счастья родной сестры толкать речь в защиту института брака. Но потому, как из рук вон плохо это у него выходит, можно предположить, что за кадром персонаж не сменит костюм на рубище и не отправится проповедовать птицам.
Гимном мизантропии в картине дело, естественно, не ограничивается. В ней нетрудно отыскать и сатирический портрет оскотинившегося общества, за что создателям наверняка дадут один-другой «Оскар», и пронзительную интернациональную трагедию – многочисленные сцены с увольнением вышли правдоподобными за счет того, что сниматься пригласили настоящих сокращенных клерков. Да, человек, что прописано в любой средней руки конституции, имеет право на труд, семью и прочее. Но и его возможности не обязательно быть хорошим и счастливым никто как будто не отменял, о чем нам и напоминает талантливый Джейсон Рейтман.