Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

10:57
Москва
22 декабря ‘24, Воскресенье

Дети избавлены от взрослых иллюзий

Опубликовано
Текст:
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Большинство зрительных иллюзий основано на желании видеть нечто ожидаемое. Но действуют иллюзии только на взрослых. Детский же мозг, несмотря на незрелость (а возможно, именно благодаря ей), в некоторых случаях оценивает действительность точнее.

Необычную закономерность открыли психологи из шотландского университета Стерлинга (University of Stirling) под руководством Мартина Доэрти (Martin Doherty). В их экспериментах участвовали 151 ребенок в возрасте от 4 до 10 лет и 24 взрослых молодых человека от 18 до 25 лет. Ученые предложили им известную зрительную иллюзию Эббинхауса (Ebbinghaus). Суть ее в том, что оценка размера объекта меняется в зависимости от контекста.

Окружение мешает или помогает

Испытуемым предлагали на мониторе указать, какой из оранжевых кругов больше по размеру. В разных предъявлениях разница кругов по площади составляла от 2% до 18%. В контрольных условиях оранжевые круги предъявляли сами по себе, а в экспериментальных условиях – в окружении серых кругов. В одном варианте (облегчающий контекст) больший оранжевый круг окружен меньшими серыми, а меньший оранжевый – большими серыми. Такой контекст зрительно усиливает разницу в размерах. В другом варианте (усложняющий контекст) все наоборот, так что разницу площадей заметить труднее.

Точность оценки размеров оранжевых кругов, естественно, зависела от реальной разницы в их площадях. В контрольных экспериментах взрослые оценивали круги с разницей площадей в 2% с 80-процентной точностью. Зато начиная с разницы в 6% точность становилась практически стопроцентной. Примерно так же решали контрольную задачу и десятилетние дети, а четырех-шестилетние были менее точны – двухпроцентную разницу они улавливали лишь в 65% случаев.

Дети более независимы в оценках

Все менялось, когда оранжевые круги демонстрировали не отдельно, а в окружении серых. Усложняющий контекст нарушал точность оценки взрослых: разницу в 2% они правильно улавливали лишь в 10% случаев и только разница в 18% повышала точность оценки до 80%. А детей усложняющий контекст сбивал в меньшей степени. Причем чем младше были дети, тем меньше нарушалась точность оценки. На четырех-шестилетних усложняющий контекст практически не действовал: они оценивали разницу в размерах оранжевых кругов среди серых так же, как и без них.

«Получается, что в сбивающих условиях взрослые видят мир с большими искажениями, чем дети», -- объясняет Доэрти.

Так же получилось и с облегчающим контекстом. При «правильных» размерах серых кругов взрослые практически безошибочно оценивали размер оранжевых, а четырех-шестилетние дети такую «подсказку» не воспринимали.

Получается, что маленькие дети нечувствительны к влиянию окружения на зрительные объекты, неподвластны зрительным иллюзиям. Интересно, что в другом исследовании ту же закономерность психологи обнаружили у японских детей. Это говорит о том, что социокультурные различия роли не играют.

Ученые пока не могут дать исчерпывающее объяснение полученным данным. Очевидно, что детский мозг в данном случае имеет некоторое преимущество перед взрослым не потому, что он совершеннее, скорее наоборот. Нейрофизиологи считают, что в восприятии объекта и окружающей его среды задействованы разные части зрительного пути. Возможно, все дело в том, что у детей они созревают с разной скоростью.

Статья о том, что зрительные иллюзии не действуют на маленьких детей, опубликована в журнале Developmental Science.

Жителям Харпа сделают теплый подарок на Новый год
Реклама