Пляжное настроение, провинциальная меланхолия, короли гитар, чувственный пожилой «лев», остывшая девушка-андроид и единение с "Корнями". Infox.ru продолжает вспоминать альбомы, которые стоило слушать в 2010 году.
Привязчивое лето
В этом году главным трендом американского инди-рока стало вечное лето, к которому в обязательном порядке прилагаются «позитив» и серфинг. Музыкальный пляж делят два коллектива – нью-йоркцы The Drums и калифорнийцы Best Coast. The Drums, вскормленные модными журналами, играют звонкий, малость придурковатый инди-поп c прилипчивыми мотивами, которые легко насвистывать. Не удивительно, что их хит «Let’s Go Surfing» уже взяли в оборот рекламщики. В музыке «Барабанов» много отсылок к творчеству коллег – от рафинадных поп-групп 60-х вроде The Shangri-Las и перешедших в электронную веру пост-панков New Order до чистеньких одногодков Vampire Weekend. Но сами они благодарны прежде всего не людям, а умным железкам. «Не будь изобретен эффект реверберации, мы бы к музыке даже не подступились», - говорят музыканты.
Вокалистка Best Coast Бет Косентино поет главным образом про мальчиков, с которыми не велит гулять мама, радуется жизни и клеит на обложку альбома «Crazy For You» фото любимого кота. То, что ей уже чуть больше, чем шестнадцать, а из-под платья в цветочек проглядывают татуировки – дело второе. Главное то, что пересмешнический серф-рок у ее трио получился прозрачным и солнечным, а пародия на подростковые эмоции – забавной и не злой.
Хорошему настроению американцев из-за океана вторят космический ковбой Джей Кей и его ансамбль Jamiroquai. В последние годы британские фанк-звезды немного заплутали в трех соснах R’n’B, соула и эйсид-джаза, но этой осенью вернули себе доброе имя. Сказать что-то оригинальное о свежем релизе «Rock Dust Light Star» получится вряд ли. Но лучшим комплиментом ему будет сравнение с классическими альбомами 90-х.
Рокерши-библиотекарши
У девушек из группы Warpaint, наоборот, лучше выходит грустить и томиться. Они нашли себя в жанре психоделического пост-панка, который играют будто в пыльном чулане, а поют русалочьими голосами. «Боевой раскраске», упомянутой в названии, рокерши особого внимания не уделяют, отчего их живые выступления внешне напоминают заседания кружка провинциальных библиотекарш. Но талант не скроешь под мешковатой кофтой. Недаром среди покровителей лос-анжелесской группы числились Джон Фрусчианте из Red Hot Chili Peppers и покойный актер Хит Леджер.
Короли и «капуста»
Лидерство в гитарном роке уже несколько лет держат братья Фоллоуил из Kings of Leon. И нельзя сказать, что не по делу. Совместные гастроли с U2 перевели уроженцев Нэшвилля в высшую артистическую лигу и научили еще более кропотливой работе над собственными песнями. С музыкальной точки зрения к последнему альбому «Come Around Sundown» и не придерешься. Парят в холодной пустоте гитары, настроенные как будто самим Эджем, выстраиваются неплохие мелодии, вокалист Калеб Фоллоуил хриплым голосом выводит романтические рулады. Есть только один (неочевидный, впрочем) повод для раздражения – румяные физиономии самих музыкантов, на благолепность которых не влияют ни регулярные семейные потасовки, ни горячая любовь к кукурузному виски.
Аналогичные рок-герои есть и в Великобритании. Шотландцы Biffy Clyro – трио бородатых молодцев, с физиономиями завсегдатаев паба. По молодости лет они смотрели на мир без особенного оптимизма и рубили яростный гранж с оглядкой на «Нирвану». Кроме того лидер группы Саймон Нейл неплохо научился имитировать кобейновскую сумасшедшинку. Но как только шотландская сермяжность оказалась в цене, пошли неизбежные перемены стиля. Последний альбом «Only Revolutions» уже больше похож на поп-панк в духе Green Day. В оправдание Biffy Clyro можно сказать, что сочинять запоминающиеся мелодии из трех аккордов они не разучились. А хорошую песню не испортить ни патетическими скрипочками в аранжировках, ни дорогими костюмированными клипами.
«Олимпия» для «льва»
В этом году сразу двойным альбомом отметился британский крунер Брайан Ферри. Оставив классические эстрадные жанры на откуп другим пожилым львам – Джо Кокеру и Тому Джонсу, Ферри решил остаться королем чувственного глэм-рока. Список гостей, приглашенных им для работы над пластинкой «Olympia» впечатляет. Собрались все участники бывшего коллектива Ферри Roxy Music, включая очень занятого Брайана Ино. Зашли на огонек ветераны английского прогрессив-блюза The Traffic и Дэвид Гилмор. Засвидетельствовали свое почтение и нынешние звезды - диско-развратники Scissor Sisters и электронный дуэт Groove Armada. А на обложке альбома, по традиции, оказалась модель – Кейт Мосс, вольно трактующая образ «Олимпии» Мане.
Андроид-соул
От художника Мане переходим к певице Монэ. Посетители Пикника «Афиши» в Коломенском не дадут соврать, что выступление сверхновой звездочки модерн-соула стало одним из ярчайших впечатлений от фестиваля. 25-летняя артистка со старомодным коком и в джексоновских брюках со стрелками стенала не хуже соул-кумиров 60-х, плясала до упаду, закутавшись в плащ, изображала Дракулу и только что не прыгала со сцены в толпу. По сравнению с живыми выступлениями дебютный альбом Джанель Монэ «The ArchAndroid» звучит несколько холодновато. Но, может быть, так и задумано, ведь он представляет собой музыкальный рассказ о приключениях девушки-андроида в огромном Метрополисе.
Ледженд с «Корнями»
Продолжая разговор о соуле и близких к нему стилях, обязательно стоит упомянуть о совместном альбоме Джона Ледженда и группы The Roots. Ледженд – одаренный вокалист и пианист, один из самых активных работяг на сегодняшней поп-сцене, одинаково успешно сотрудничающий с R’n’B-мегаломаном Канье Уэстом и джазовой примой Кассандрой Уилсон. The Roots – уважаемый ансамбль, играющий хип-хоп вживую и целый месяц развлекавший Америку импровизационными номерами на вечернем телешоу Джимми Фэллона.
Певец и группа, что называется, нашли друг друга. Первый, наконец, обрел достойных аккомпаниаторов и заиграл что-то более энергичное, чем баллады, а вторые на время забыли об рэпе и показали себя мастерами на все руки. Альбом-коллаборация «Wake Up!» составлен из кавер-версий на хиты Донни Хэттуэя, Марвина Гея, Кертиса Мейфилда, Нины Саймон и других признанных звезд черной музыки. Ледженд и The Roots не отказали себе в удовольствии помудрить с аранжировками и, переписывая оригиналы, поиграли со стилями (фанк, регги, блюз, рэп и так далее). Получилось исключительно органично – в этом жанровом семействе никто не кажется бедным родственником.