Порция американского фолка, примесь карибских мотивов и немного блюза… Джазовая дива ищет в жанровой классике поводы для экспериментов и вспоминает детские подвиги на новой пластинке «Silver Pony».
Выбор профессии
Заниматься музыкой американке Кассандре Уилсон было, что называется, на роду написано. Девочка с именем мифической прорицательницы выросла в семье известного гитариста Германа Фоулкза в одном из городков на берегу Миссисиппи, где играли блюз прямо на улицах. Происходило это примерно в те же годы, когда папаша Джексон вбивал музыкальную науку в малолетнего Майкла и его братьев. В отличие от него, мистер Фоулкз довольствовался ролью советчика для собственной дочери. С его подачи Касс уже с шести лет училась играть на фортепиано и кларнете, участвовала в самодеятельности. Правда, к концу школы ей до чертиков надоело маршировать вместе с парадным оркестром в перерывах бейсбольных матчей. Девушка попросила отца научить ее играть на гитаре. Мистер Фоулкз, слывший самым изощренным басистом в округе, в ответ на просьбу молча протянул ей сборник аккордов.
Повзрослевшая Кассандра не сразу решилась сделать музыку своей профессией, но продолжала учиться всему сразу. В местном университете она получила степень бакалавра в сфере коммуникаций, параллельно с этим упорно занимаясь вокалом. В 1981 году девушка переехала в Новый Орлеан. Правда, и там она еще несколько лет разрывалась между увлечением и карьерой, днем работая ассистентом режиссера на заштатном телеканале, а вечером знакомясь в клубах с местными музыкантами. В конце концов, новые друзья и убедили Касс, что ее талант стоит того, чтобы заниматься только им. Тем более, что ее голос, прежде довольно высокий, к тому времени обрел глубину и силу контральто.
База джаза
Следуя возросшим амбициям, Кассандра перебралась в Нью-Йорк, где влилась в компанию молодых джазменов-экспериментаторов под названием M-Base. Руководил ими саксофонист Стив Коулмен, виртуоз и пропагандист импровизационной музыки. Именно он пригласил Уилсон стать ведущей вокалисткой проекта. И та, конечно, согласилась. Только петь ей приходилось по большей части в непростой манере под названием «скэт», то есть на ходу придумывать собственную мелодию без слов.
Стиль M-Base сложно было назвать коммерчески успешным. Критики нахваливали сплав традиционного джаза, авангарда и фанка, а простые слушатели от сложных ритмов и гармоний только зевали. Дошло до того, что Коулман с единомышленниками стали издавать свои пластинки на европейских лейблах, и для американцев они стали импортными. Самой востребованной артисткой из состава M-Base оказалась именно Кассандра Уилсон, сначала как сессионная вокалистка, а затем и сама по себе.
В сольных работах Уилсон решилась на шаг, оказавшийся беспроигрышным. Отошла от заумных жанров в сторону всегда востребованной классики – золотого фонда блюза и джаза, авторского фолка и народных песен. Успех пришел незамедлительно и задал курс всей дальнейшей карьеры певицы. С конца 80-х годов Кассандра постепенно превратилась в одну из самых уважаемых певиц на американской сцене, заработала две награды Grammy, возглавила всевозможные рейтинги джазовых вокалисток и оказалась не так уж далеко от своих кумиров – Джони Митчелл и Майлза Дэвиса.
Пони замедляет шаг
Казалось бы, ничего оригинального мы от Кассандры больше не услышим. Но сама певица уверяет, что всегда идет вперед и ищет что-то новое. В доказательство она вспоминает историю из раннего детства о том, как, набравшись храбрости, единственная из всех ребятишек прокатилась на кусачем цирковом пони. Старое фото смешной девчонки-ковбоя украсило свежий альбом Уилсон под названием «Silver Pony». А в самом альбоме, составленном из студийных и концертных записей, все-таки обнаруживается истончившийся дух эксперимента.
Особенно удалось начало пластинки, где во всей красе показывает себя аккомпанирующий ансамбль. Сходу очаровывают легкий и элегантный, шелестящий перкуссией джаз «Lover Come Back To Me»; американская народная «Went Down The St.James Infirmary»; фьюжн-колыбельная с карибскими мотивами «Beneath A Silver Moon», записанная вместе с Рави Колтрейном, сыном легендарного саксофониста Джона Колтрейна; правильный «дельта блюз» начала прошлого века «Saddle Up My Pony».
Скука накатывает ближе к концу, когда приходит очередь сонных каверов на Стиви Уандера и The Beatles («If It’s Magic», «Blackbird»). Хотя можно представить, что на виниле, и уж тем более в живом исполнении, эти версии хитов звучат более впечатляюще. От провального финала пластинку спасает трогательный номер «Watch The Sunrise», спетый Кассандрой в дуэте с его автором, соул-певцом и композитором Джоном Леджендом.