Фестиваль «Текстура», который пройдет в Перми с 18 по 28 сентября, объявил свою программу на пресс-конференции в эфире телеканала «Дождь». В афише «Текстуры» – фильмы, спектакли, читки актуальных сегодня пьес и сценариев.
Автор идеи и директор этого фестиваля – Эдуард Бояков. Ныне - худрук московского театра «Практика» и арт-директор пермского театра «Сцена-Молот», в прошлом - один из создателей и многолетний директор фестиваля «Золотая маска», добровольно покинувший свой пост по причине страстной увлеченности Новой драмой и новым искусством вообще. Оставив «Маску», Бояков организовал вместе с Михаилом Угаровым фестиваль «Новая драма», который, просуществовав лет пять, приказал долго жить по причине разногласий его создателей. В общем, можно сказать, что нынешняя «Текстура» - это возрожденная и расширенная «Новая драма», к которой прибавился конкурс фильмов, сценариев и дискуссии о современном искусстве.
Ты что, с Урала?
Прописка нового фестиваля – город Пермь. «Это пока еще не культурная столица Европы, но мы продолжаем ее раскручивать», - говорит Бояков. И поскольку неудач этот человек, похоже, не знает, есть все основания полагать, что его намерение «застолбить место среди европейских кинофестивалей», вполне осуществимо. Как выяснилось на пресс-конференции, новым фестивалем уже заинтересовалась New York Film Academy.
Никаких свадебных генералов, дорогих (во всех смыслах) гостей и красных дорожек у «Текстуры» не будет. Не будет и жюри. Решать, кому вручать призы, будут члены совета фестиваля (список из почти сотни имен, где можно найти буквально всех творцов современности: от Олега Кулика и Павла Лунгина до Валерии Гай Германики). Возглавляет совет актриса Ингеборга Дапкунайте.
Театр, обреченный на кино
Помимо почетных премий в номинации «Имя», первыми обладателями которых станут Иван Вырыпаев и венгерский режиссер Корнель Мундруцо, на финальной церемонии «Текстуры» будут вручены премии за лучшее кино (включая женскую и мужскую роль), лучший спектакль, лучшую пьесу и лучший сценарий. Читки пьес и сценариев будут проходить почти одновременно. Вообще, идея фестиваля - как можно сильнее столкнуть театр и кино, подчеркнуть, как говорит Бояков, «их обреченность друг на друга».
18 сентября, на открытии, покажут документальный фильм Павла Костомарова «Мать». И в этом проявится еще один принцип фестиваля -- перемешивание всех жанров и видов искусства. Хотя трудности с выбором лауреатов у совета явно будут. Кроме «Матери» в киноафише: «Гоп-стоп» Павла Бардина, «Счастье мое» Сергея Лозницы, «Поэзия» Ли Чан-Дона, «Другое небо» Дмитрия Мамулии и кино-версия «Школы» Гай Германики – всего 15 названий, одно любопытнее другого. Плюс представленные вне конкурса фильмы Корнеля Мундруцо, включая показанный в Каннах «Нежный сын: проект Франкенштейн», «Кислород» и «Эйфорию» Ивана Вырыпаева, и экспериментальные короткометражки из Берлина. Такой афише действительно может позавидовать любой приличный кинофорум. К тому же после кино зритель может «зарулить» на спектакли, среди которых – постановки московского Театра.doc и театра «Практика», театры из Глазова, Прокопьевска, Комсомольска-на-Амуре и Лысьвы.
В перерывах между театром и кино состоятся дискуссии о современном искусстве, которые проведет сам Эдуард Бояков, Елена Фанайлова, Марат Гельман и Филипп Бахтин. Алексей Слаповский прочтет свой сценарий «У нас убивают по вторникам», а Иван Вырыпаев – пьесу «Танец Дели», по которой прошлой весной он поставил в Варшаве спектакль, ставший заметным событием польского сезона.
27 сентября, накануне закрытия, на фестивале покажут «Лед» по роману Владимира Сорокина, поставленный в Будапештском театре Kretakor все тем же Корнелем Мундруцо. Как говорят видевшие, уже ради одного этого спектакля стоит отправиться в Пермь хоть пешком.
Полное расписание событий ищите на сайте "Текстуры".