Родитель дабстепа Hatcha покажет, во что выросло его детище. Мурманские финны сыграют американский рок. В «Мастерской» пройдут работы над созданием канонической поп-музыки. Дьявольские датчане и ангельские британцы поделят одну сцену.
Murmansk (Финляндия), Mooncake
Дум-металлисты из Иллинойса Minsk посетили Москву в прошлом году. Очередной концерт народных любимцев Rammstein, названных в честь городка в Восточной Германии, состоится в воскресенье. Носящие имя столицы Конго и исколесившие Россию вдоль и поперек Brazzaville уже давно воспринимаются едва ли не как соотечественники. Список гостивших у нас групп-«городов» на днях пополнит Murmansk из Хельсинки – будто родных холодов и заснеженных пейзажей четверке из финской столицы было мало. В соответствии с северной пропиской и еще более северным названием звучание квартета отдает отрешенностью и меланхолией, так свойственной A-ha и Royksopp, Бьорк и Kings of Convenience. Однако это тоска не маленьких рыбацких деревень и айсбергов, видами которых оформлена веб-страница и альбомы группы, а скорее мегаполиса вроде Нью-Йорка. Музыкальные корни Murmansk стоит искать в той же географической точке 15-20-летней давности с ее бумом грязного многослойного гитарного шума. Финские мурманчане окрестили себя «шугейзом с характером», и, надо отдать им должное, сочетание гулкого напористого баса, женского агрессивно-меланхоличного вокала и размытых гитар куда как лучше подходит под это определение. В США их, судя по всему, действительно принимают за своих – летом Murmansk несколько дней кряду будут играть на одном из самых крупных и уважаемых американских фестивалей South by Southwest.
Dubclub, пятница, 26 февраля, 20.00
Тересе Ауне (Норвегия), Tinavie
Девушек, которые поют, в последние годы появилось немало: Регина Спектор, Feist, St. Vincent, Cat Power, Алина Орлова и как минимум еще несколько сладкоголосых прелестниц у пианино или с акустической гитарой на коленях. 21-летняя Тересе Ауне пополнила эту завидную компанию недавно, хотя за клавишные села еще в десятилетнем возрасте, к большому неудовольствию соседей и домашних. Правда, совсем скоро талант юной исполнительницы стал вызывать у родственников восхищение, а через несколько лет ряды поклонников пополнили программные директора радиостанций, организаторы фестивалей, тысячи сверстников в родной Норвегии и не только. Из перечисленных и пока более именитых коллег по цеху Тересе уместнее всего сравнить с обитательницей Бруклина Спектор. В первые мгновения прослушивания вообще трудно поверить, что это не она – настолько схожи у них тембр голоса и интонации. Но, главное, обе девушки искусно обрамляют меланхолию в игривые, порой ироничные тона, которые вместо тягостного уныния вызывают скорее грустную улыбку. В своих шалостях Тересе иногда заходит дальше Регины: взрослое пианино она часто меняет на миниатюрное игрушечное, а поет в казу – диковинный духовой инструмент, придающий голосу исполнителя звучание, как у трубы или саксофона. Российские участники концерта начали выступать в составе Tinavie еще позднее, чем их норвежская коллега, – чуть более года назад. В других же музыкальных проектах, стилистически простирающихся от этнической и классической музыки до ска и транса, они были задействованны давно. Ведомые вокалисткой Тиной, также играющей на фортепиано, ударник, гитарист, клавишник/электронщик и саксофонист исполняют, по собственному выражению, «поп-музыку, какой она должна быть на самом деле». Что ж, томный прифанкованный лаунж с уверенным вокалом и явными симпатиями к землякам из Rekevin – вполне достойный вариант в качестве образца поп-музыки.
«Мастерская», пятница, 26 февраля, 22.00
The Defectors (Дания), The Types
The Milk (Великобритания), Blast
«Кризис жанра» не так часто принимает иностранных гостей, но на сей раз заморские исполнители оккупируют сцену два дня подряд. «Нас волнуют девушки, машины, сигареты, пиво и грязный рок-н-ролл…» -- представить, что группа, кредо которой звучит подобным образом, не из южных американских штатов с отголосками конфедеративного прошлого, а из тихой, зажиточной, светловолосой и голубоглазой Дании, трудно. И тем не менее The Defectors («Дезертиры») именно оттуда. Ни псевдонимы (например, Чертов Глаз), ни внешний вид (Элвис был бы доволен) также не выдают в них скандинавов. И уж, конечно, не по-андерсеновски звучит дьявольский шестидесятнический гаражный рок с элементами панка, рокабили и эстетикой фильмов ужасов, бриолина, кожаных курток. Из той же эпохи группа The Milk из Эссекса вытащила другую эстетику. Лощеные британцы в бархатных пиджаках и галстуках-селедках исполняют летний, романтичный, местами задорный, местами умиротворенный соул. The Milk – альтер-эго старых знакомцев «Кризиса жанра» Vinny Vinny, выступавших там пару месяцев назад. Четверо лучших друзей, по собственному признанию, последние десять лет особо ничего не делали в составе соул-формации, но «в начале нового восприимчивого десятилетия настало время спустить их звук на мир». В июне The Milk будут играть перед 17 тысячами студентов на пляжном фестивале в Уэльсе, а пока москвичи будут одними из первых, кто сможет оценить сорвавшийся с цепи соул.
The Defectors (Дания), The Types: пятница, 26 февраля, 1.00
The Milk (Великобритания), Blast: суббота, 27 февраля, 0.00
«Capital Bass»: Hatcha, Terror Danjah (оба — Великобритания), DJs Schmove, Fstep, Urbanite
Музыкальная арифметика в данном случае проста: не было бы Hatcha, не появился бы на свет дабстеп, один из самых аутентичных стилей минувшего десятилетия. Первые ростки он пустил в начале нулевых в лондонском магазине винила Big Apple, где Hatcha выступал в роли владельца и одновременно стоял за прилавком. Как это часто бывает, в магазине сложились не только товарно-денежные, но и человеческие отношения. Любители грайма, драм-н-бейса и прочей чисто британской электронной музыки городских окраин вместе слушали новинки, делились впечатлениями, а некоторые приносили свои собственные творения. Среди них были зеленые подростки, которые нынче в свои двадцать с небольшим носят заслуженное звание ветеранов дабстепа. Всех их направлял в нужное русло Hatcha, который первым стал шаг за шагом уводить свою музыку в атмосферу темных неприветливых закоулков, заброшенных фабрик и прочих суровых городских пейзажей. Он же и дал название стилю, который сегодня разросся и объединяет не одно направление: «Вы можете услышать дабстеп с реггей-мотивами, с медленным темным саундом, с техновым звучанием и просто танцпольные бомбы. Вы можете выстроить крутой лайн-ап диджеев, где каждый будет играть абсолютно разное звучание под одним общим термином – дабстеп», -- радуется Hatcha.
«Моспроект», суббота, 27 февраля, 23.00