Дикая и рукотворная природа настолько по-разному действуют на людей, что это замечают даже младенцы. Город даже меняет младенцам схему ориентирования в пространстве.
Учитель танцев
Даниэль Хаун (Daniel Haun) и Кристиан Рапольд (Christian J. Rapold) из Центра сравнительной когнитивной антропологии научного общества Макса Планка провели довольно простой эксперимент. Они начали обучать две группы семилетних детей простому танцу. Ребенок должен был выучить очень простые ритмичные повороты рук по схеме: направо-налево-направо-направо. Ему их показывал инструктор, ведя отсчет раз-два-три-четыре на родном для ребенка языке. Когда дети начинали самостоятельно делать движения, инструктор начинал только считать.
Групп было две, одна состояла из немецких детей, другая -- дети коренных жителей Намибии. После того как дети научились этим движениям, их заставили... повернуться на 180 градусов.
Мышки на севере
Здесь и проявилось самое интересное. Когда африканские дети поворачивались лицом в другую сторону, то большинство из них начинали совершать зеркальные движения, то есть налево-направо-налево-налево. Если быть точными, то из 35 африканских детей 20% сохраняли направление, 54% меняли на зеркальное и еще 26% сбивались. А из 50 немецких детей 60% сохраняли направление танца, 6% меняли на зеркальное и 34% просто сбивались.
Сами исследователи объясняют этот феномен различиями в схемах ориентирования. Для европейских детей пространство эгоцентрично, оно слева от них, справа от них, под ними, над ними. В то же время для представителей традиционных культур пространство по-прежнему связано с природой, когда инструктор делает наклон направо, то он делает наклон на восток, туда, где встает Солнце, когда налево, на запад, где оно садится. Вот попробуйте подвигать мышку на север или на юг, ничего не получится. Также и охотники знают, куда двигаются животные утром, а куда -- вечером. Но это не лево и не право: они движутся в другой системе координат.
Результаты работы опубликованы в журнале Current Biology.