Европейские чиновники подготовили план объединения в одной структуре трех отдельных управлений, в той или иной мере ответственных за разведывательную деятельность. Скептики уже сомневаются в ее эффективности, учитывая бюрократические проволочки, соперничество разведок и низкое качество аналитики.
Европейские управленческие структуры получат в ближайшее время единое разведывательное управление, которое планируется создать путем объединения под эгидой Европейской внешнеполитической службы (EAS) Единого ситуационного центра, мониторингового отдела и «кризисного центра» при Еврокомиссии.
С идеей создания разведывательного управления в рамках европейского дипломатического корпуса выступила еврокомиссар Кэтрин Эштон, теперь отвечающая в ЕС за внешнюю политику. Окончательные параметры этого плана станут известны в марте, пишет EUobserver.
Ядром новой структуры станет Единый ситуационный центр, известный как «СитЦен». Его штат насчитывает в настоящее время 110 сотрудников. Офис располагается в Брюсселе. При центре функционирует отдел, в котором трудятся откомандированные из европейских столиц сотрудники национальных разведслужб. Они собирают секретную информацию, которую передают страны-участницы ЕС, и периодически составляет отчеты по различным текущим проблемам.
Работу Мониторингового центра обеспечивают 12 человек, представляющих правоохранительные органы и вооруженные силы стран-участниц Евросоюза. Именно к ним поступает информация от 23 европейских полицейских и миротворческих миссий, в том числе из Грузии. Кризисный центр насчитывает всего шесть сотрудников. Они собирают оперативную информацию о 118 активных вооруженных конфликтах в мире.
Контуры новой тайной службы остаются неясными. Если сейчас секретный отдел Единого ситуационного центра возглавляет француз, то кандидатом на пост руководителя новой структуры прочат нынешнего главу этого центра, британца Уильяма Шэпкотта.
Соперничество британской и французской разведки может затруднить работу новой службы, полагают наблюдатели. Пока остается неясным также, как будет обеспечен равноправный доступ к засекреченной информации и какими конкретно полномочиями будут наделены сотрудники нового управления. Не исключено, что полномочий у них будет меньше, чем у кадровых офицеров национальных разведок.
Кроме того, говорят дипломаты, нужно повысить качество аналитической работы этих структур, так как по уровню аналитики секретные доклады оказываются не лучше доступных всем статей в еженедельных журналах. Сомнения связаны еще и с тем, что наиболее ценной информацией, как правило, разведки стран ЕС делятся с коллегами, с которыми у них уже налажен двусторонний контакт.