Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

11:10
Москва
22 декабря ‘24, Воскресенье

«Рынку вооружений вымирание не грозит»

Опубликовано
Текст:

Мировому рынку вооружений грозит конъюнктурный спад. Сокращение заказов ждет и российский оборонпром. Поэтому Россия пытается выйти на новые рынки вооружения, не потеряв традиционные, уверен директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов.

В 2008 году «Рособоронэкспорт», а именно на его долю приходится 90% экспортируемых вооружений, вновь побил рекорд продаж. За 2008 год Россия продала оружия на сумму $8,5 млрд. Но эти показатели были достигнуты скорее по инерции, за счет ранее подписанных контрактов, когда о финансовых проблемах никто и не думал. «Во время экономического кризиса первое, что делают страны, если нет серьезной военной угрозы, -- сворачивают военные закупки. Это очевидно», -- полагает Руслан Пухов.

Эксперт пояснил, что в период бурного роста цен на энергоносители страны, обладающие ресурсами или осуществляющие транзит нефти и газа, всегда перевооружаются и увеличивают военный бюджет страны. Высокие цены на газ позволили Алжиру серьезно обновить свою армию. Традиционно закупали современное вооружение Объединенные Арабские Эмираты. При этом ОАЭ из чувства мусульманской солидарности выдавали гранты на закупку нового оружия более бедным арабским странам (например, Марокко). Так же действовала и Ливия. Часто на эти деньги покупалась именно российская техника. «Вполне логично, что эта практика будет временно прекращена», -- считает собеседник Infox.ru.

Алжирский казус

Недавний «алжирский казус» нанес серьезный удар по имиджу российской авиапромышленности. Заказчик расторг контракт и вернул поставщику его продукцию -- самолеты МиГ-29. Контракт по другим системам вооружения был продолжен и полностью исполнен. Пухов заметил, что у алжирской стороны помимо технических доводов были и политические причины вернуть российские самолеты. Алжир -- сфера влияния Франции. И отказа от российской техники могло добиться французское лобби. Последнее время Франция активно продвигает свой истребитель «Рафаль», конкурирующий с МиГ-29.

В то же время ситуация позволила претендовать на «алжирские» истребители Министерству обороны России. В итоге Военно-воздушные силы наконец получили современные самолеты МиГ-29. Они были отремонтированы и сейчас являются отличными образцами военной авиатехники.

Рука Пекина

Для российского оборонпрома в период кризиса существует угроза и серьезной конкуренции со стороны дешевой китайской продукции. Но глава Центра анализа стратегий и технологий считает, что китайские копии пока что хуже российских аналогов. Например, китайский J-11B, который был скопирован с лицензионного J-11/Су-27СК, так и не унаследовал «агрессивность» и огневую мощь российского истребителя. При этом покупатели вооружений чаще делают выборов в пользу аналогов, а не лицензии или копий -- как сделала Венесуэла, закупив именно российские автоматы Калашникова (хотя и на российский кредит).

Сам Китай уже не является одним из главных клиентов «Рособоронэкспорта». Китайская народная республика вылетела из тройки крупнейших покупателей российского оружия. Сейчас Россия и Китай не заключают новых крупных военных контрактов, а лишь выполняют ранее подписанные. Как заметил Пухов, «Китай все, что хотел, от нас получил». «А целый ряд вооружений, который он хотел бы получить, мы не даем, поскольку опасаемся за свою безопасность или опять же за ситуацию с клонированием», -- уточнил собеседник Infox.ru.

Перспектива

Недавно стало известно, что петербургская судостроительного компания «Адмиралтейские верфи» получит заказ на строительство шести подводных лодок класса «Кило». Эксперты сходятся во мнении, что подлодки предназначены для Вьетнама. Одна подводная лодка «Кило» может стоить $300 млн. Стоимость строительства шести таких подлодок доходит до $2 млрд, что позволит заводу пережить трудное кризисное время. Как считает Пухов, этот контракт -- яркое подтверждение того, что мировому рынку вооружений не грозит вымирание.

Жителям Харпа сделают теплый подарок на Новый год
Реклама