По пути хоккеистов ЦСКА Паршина и Широкова, отказавшихся продолжать карьеру в составе армейцев, могут пойти другие игроки клубов Континентальной хоккейной лиги. Как считает один из руководителей МОО «Профессиональный союз хоккеистов и тренеров» Александр Зотов, спортсмены недовольны своим бесправным положением, в котором оказались из-за несовершенства недавно принятого регламента КХЛ. Принятого, кстати, без учета мнения хоккеистов.
Одним из главных событий российского хоккейного межсезонья стал демарш двух нападающих ЦСКА -- Дениса Паршина и Сергея Широкова, которые заявили о нежелании в следующем сезоне защищать цвета армейского клуба. Специально созванный спортивный арбитражный суд не удовлетворил иск ограниченно свободных агентов Паршина и Широкова, предложив игрокам сначала заключить контракт с ЦСКА, а потом уже требовать продажи или обмена. Оказался бессилен помочь спортсменам и глава профсоюза игроков КХЛ Андрей Коваленко.
«В данном случае закон не на их стороне, -- заявил Коваленко в интервью «Советскому спорту». -- До 28 лет они остаются ограниченно свободными агентами. А значит, принадлежат определенному клубу. У профсоюза нет права вмешиваться в контракты игроков. Их ведь по закону не ущемляют».
Причина всех бед в новом регламенте лиги
Член исполкома МОО «Профессиональный союз хоккеистов и тренеров» Александр Зотов считает, что конфликт между ЦСКА и двумя его нападающими не является чем-то из ряда вон выходящим и может повториться в любом другом клубе лиги. Причина всех бед в новом регламенте КХЛ.
«Главной причиной, из-за которой стал возможен конфликт в ЦСКА, является несовершенство подписанного без учета мнения хоккеистов регламента, регулирующего в том числе статус хоккеистов. К сожалению, за все это время нового коллективного соглашения -- по сути, основного документа, для всех участников процесса под названием КХЛ так и не было подписано. Да и подписывать, собственно, нечего», -- заявил в интервью Infox.ru Зотов.
По мнению Зотова, то, что Коваленко запретил хоккеистам подписывать новые трудовые договоры, шаг правильный, но запоздалый.
«Остается открытым вопрос, что мешало Андрею в течение прошлого сезона согласовать новое коллективное соглашение, на основании которого был бы разработан новый регламент... Непонятно. Сегодня фактически действует старое коллективное соглашение. Оно будет действовать до принятия нового. И это ставит под вопрос легитимность нового регламента лиги. То соглашение запускалось на год, с огромными оговорками, -- заявил Александр. -- Главной целью было найти компромиссы, подписать соглашение, принять регламент и запустить лигу. Тогда Александр Харламов, Андрей Коваленко и я с одной стороны, Александр Медведев и Владимир Шалаев с другой достигли договоренности, что все шероховатости и противоречия, имеющиеся в соглашении, будут обсуждаться уже по ходу сезона».
-- Что изменилось за это время?
-- За прошедший год никаких шагов по усовершенствованию коллективного соглашения сделано не было. Переговоры не проведены, текста соглашения нет. А ведь затем необходимо еще созывать профсоюзную конференцию, подтверждать свои полномочия и согласовывать с ребятами текст соглашения. И лишь потом профсоюз сможет подписать коллективное соглашение, а лига -- на основании этого соглашения принять свой регламент. С Александром Харламовым лига вести переговоры не желает, игнорируя само существование нашей организации и заявляя, что признает только профсоюз Коваленко, чем, кстати, зачем-то нарушает российское законодательство. Единственное объяснение, которое я вижу, -- это наша принципиальная позиция по некоторым вопросам, на наш взгляд серьезно ущемляющим интересы людей, без которых никакой КХЛ бы не было. Я говорю о хоккеистах, конечно.
КХЛ наступает на грабли УЕФА
Непонятным считает Александр Зотов и стремление некоторых руководителей лиги лишить права выбора игроков, у которых закончились контракты с клубом. «Какой-то невольнический рынок получается. Коваленко говорит, что не может защитить Паршина и Широкова. Я же считаю, что речь сейчас не должна идти об отстаивании прав этих хоккеистов. Нужно ситуацию изменять глобально. Необходимо тщательно проработать новое коллективное соглашение, с тем чтобы подобная ситуация не повторялась. Я повторяю, у игроков закончились контракты с ЦСКА. Почему они лишены права выбора?» -- заявил Зотов.
-- ЦСКА одних игроков держит, других выгоняет. Прокомментируйте, пожалуйста, эту ситуацию.
-- Действительно, в этой команде есть игрок с контрактом -- Алексей Симаков, которого, не утруждая себя объяснениями, вышвырнули на улицу. Интересная получается ситуация. Клуб может расстаться без особых проблем с хоккеистом с действующим контрактом, а сами игроки с завершившимися контрактами покидать свои прежние команды права не имеют. Этот дисбаланс рано или поздно должен привести к большому конфликту в лиге, по сравнению с которым дело Паршина и Широкова окажется мелочью. Вообще американская система взаимоотношений «клуб-игрок» резко отличается от общеевропейских норм. И непонятно, зачем лига, планирующая быть действительно континентальной, то есть европейской, строит систему, в большей степени скопированную с НХЛ. Идя по этому пути, КХЛ рано или поздно войдет в противоречие с законами ЕС и, по сути, наступит на те же грабли, что и УЕФА по знаменитому «делу Босмана».
«Очевидно, что не все просто и что нужно садиться за стол и договариваться», – резюмировал Зотов.