Москва
22 декабря ‘24
Воскресенье

«Мы поплыли без допинговой конфетки»

Завоевав четыре медали, лыжная сборная России в Ванкувере стала едва ли не лучшей среди всех олимпийских команд России. Однако, памятуя о результатах прошлых Игр, специалисты называют это выступление катастрофой. О причинах провала не только лыжников, но и всей российской делегации в интервью Infox.ru рассказал тренер Александр Грушин.

«У нас полнейшая катастрофа»

Одно золото, одно серебро и две бронзы -- это все, что удалось набегать российским лыжникам за две недели ванкуверской Олимпиады.

«Полным провалом выступление лыжной сборной России не назовешь, но близким к катастрофе оно является. Все медали, что мы завоевали в Ванкувере, на спринтерских дистанциях. Я ни в коем случае не хочу умалять достоинств спортсменов, но в спринте всегда велик элемент неожиданности. Если повторить короткие забеги еще раз, то лыжники могут распределиться в совершенно другой последовательности», -- прокомментировал итоги Александр Грушин, более десяти лет работавший сначала с женской, а потом и с мужской сборной России.

«Да, на первый взгляд не все так плохо. Но если мы хотим сделать четкие выводы, их надо делать по выступлениям дистанционщиков. А там у нас катастрофа полнейшая», -- полагает тренер, имя которого занесено в Книгу рекордов Гиннесса за подготовку рекордного количества призеров международных турниров по лыжным гонкам.

«Ноги провала растут с чемпионатов мира»

Две прошедшие недели выработали едва ли не рефлекс: искать российский триколор где-то во второй десятке итоговой таблицы. Усилия к этому лыжники приложили едва ли не больше остальных наших сборных. Вот лишь несколько особо впечатляющих результатов.

В женской гонке на 30 км лучшей россиянкой стала Ольга Завьялова, финишировавшая на 23-м месте, худшей -- Ольга Щучкина с 38-й итоговой позицией. Женский спринт: Коростелева -- 12-я, Шаповалова -- 28-я, Турышева -- 35-я, Рочева -- 40-я. Российские спортсмены стали проигрывать японцам, канадцам и другим далеко не лыжным державам.

«Больно слышать вечные отговорки: то лыжи не едут, то палец вывихнул, то разбудили в шесть утра. Дело же не в смазке лыж, люди просто не хотят анализировать свою подготовку. Все, что сейчас говорят и руководители, и спортсмены, это поиск оправданий. Это не делает чести никому. Если руководитель не может навести порядок в своем хозяйстве, то грош ему цена», -- продолжил Грушин.

«И что касается смазки, на которую наши особенно часто жаловались. Раз хотели, чтобы она была на должном уровне, почему же не взяли в Ванкувер одного из главных российских специалистов в этой сфере? Ноги нашего провала растут еще с последних чемпионатов мира», -- считает титулованный специалист.

«Да, мы неплохо выглядели в мужском марафоне. Но это благодаря масс-старту. Там 45 км все бегут не в полную силу. Как только темп начинает взвинчиваться, наши сразу отпадают. Дело не в смазке, дело в подготовке людей», -- заявляет Александр Алексеевич.

«Удобный тренер» -- сейчас это профессия»

Помимо, мягко говоря, невпечатляющих результатов наружу вылезли и конфликты внутри самой лыжной команды. Президент федерации лыжных гонок (ВФЛГ) Владимир Логинов после очередной неудачи, на сей раз в женском дуатлоне, заявил, что работать приходится не с тем материалом.

«Оказывается, у него не тот материал. Человек, который так говорит о своих спортсменах, не имеет права возглавлять федерацию. Это дикость! Шуму сейчас много, гаму много, а кто будет анализировать, делать выводы? Сейчас пройдет неделя-другая -- волна спадет, и никто ничего делать не будет, все останется по-прежнему», -- с негодованием продолжил Александр Грушин.

«Мы же всех нормальных тренеров списали или отправили за границу. А ведь воспитать тренера намного сложнее, чем олимпийского чемпиона. Что ж мы своими кадрами так разбрасываемся? Я не против молодых специалистов, но должны быть и те, кто им помогает, -- с опытом, с пониманием ситуации и проблем. Удобный тренер -- у нас это стало профессией. Но удобство -- это не уровень профессионализма. А у нас на каких-то уровнях отбора даже спортсменов удобных в сборную зовут. Вы заметили, что система отбора практически исчезла? А я не могу назвать ни одного олимпийского чемпиона, который удобен. Без характера никто еще ничего не выигрывал. В лыжных гонках отбирали-отбирали, в итоге доотбирались: на 30 км даже полный состав не можем выставить. А эстафета женская, мужская -- это же позорище для нас», -- продолжил Александр Алексеевич.

«Меня боятся как огня»

Грушина, воспитавшего все последнее золотое поколение российских лыжников, сейчас держат на расстоянии пушечного выстрела от главной команды страны. Специалист, в чьей сборной побеждали Елена Вяльбе, Любовь Егорова, Лариса Лазутина, Ольга Данилова, уже который год в подготовке наших ведущих лыжников никакого участия не принимает.

«Меня боятся как огня. При одном упоминании моего имени Владимир Логинов может упасть и потерять сознание. Если будут предлагать мою кандидатуру, то нужно четко следить за тем, чтоб он сидел на стуле», -- не теряет чувства юмора Грушин.

«Не будем говорить «допинг»

Из всех обещаний и заверений, щедро раздаваемых спортивными функционерами перед началом Олимпиады, реализовано, пожалуй, лишь одно: в Ванкувере не было ни одного допингового скандала с участием россиян. По крайней мере до сегодняшнего дня. Это и породило мнение о том, что желание показаться чистыми на сей раз возобладало над медальными аппетитами. А результаты, показанные на Олимпиаде, это то, на что способна наша команда без допинга.

«Частично это так, но только частично. Давайте не будем говорить «допинг», но определенная фармподдержка в последнее время затмила методические подготовки сборных команд во всем мире. А сейчас, когда нас этой сладкой конфетки лишили, мы и поплыли», -- заявляет Грушин.

«Только и остается лапшу людям на уши вешать»

Пожалуй, единственное, чем сейчас функционеры и спортсмены могут потешить болельщицкое и свое самолюбие, это обещания.

«К домашней Олимпиаде-2014 в Сочи мы должны выйти в мировые лидеры, как это сделала Канада в Ванкувере-2010, завоевав рекордные в истории 14 золотых медалей. Вот что значит системный подход», -- заявил президент Олимпийского комитета России Леонид Тягачев в интервью агентству «Весь спорт».

«А что еще говорить этим руководителям? Расписаться в собственном бессилии? Сейчас им ничего не остается, как лапшу людям на уши вешать. Все сейчас считают наши четвертые места. Да, они иногда говорят, что есть резервы. А вы посмотрите, сколько лет этим нашим резервам на четвертых местах. Может, они уже на грани ухода из большого спорта? А мы хлопаем в ладоши. О четвертых местах можно было говорить, если б мы завоевали хотя бы пять-шесть золотых медалей. У нас же катастрофа, а мы еще какую-то ахинею о прорыве в Сочи плетем», -- недоумевает Грушин.

«Я слушаю сейчас выводы, которые пытаются сделать после Олимпиады. Мало слышу разумного. Складывается впечатление, что глубокое знание спорта и у наших руководителей, и у бывших спортсменов отсутствует», -- полагает лыжный тренер.

«ОКР и федерации надо поставить к стенке»

«Надо устранить двоевластие в спорте, когда им управляют и общественные организации, и государство, -- предложил свой выход из положения Александр Грушин. -- До тех пор пока государство не возьмет контроль над всем спортом, мы останемся на прежнем уровне. Общественные организации у нас не отвечают за содеянное. Если после олимпийского провала появится хоть один руководитель федерации, который добровольно уйдет в отставку, я лично подойду к нему и пожму руку. У нас мужики-то настоящие перевелись».

«У нас подготовка резервов влачит жалкое существование. Пока не наладим процесс подготовки, ничего нам не светит. Да, Медведев заявил, что федерации будут возглавлять профессионалы. Какие профессионалы? Чем они собираются измерять уровень профессионализма? Сказать-то сказали, а как делать будем -- непонятно», -- продолжил тренер-рекордсмен.

«Мутко я бы не хотел обвинять, он слишком недолго работает в качестве министра. Я его не знаю, может, он просто не успел что-то изменить и поставлен был в критическую ситуацию. А вот олимпийский комитет и федерации надо к стенке ставить», -- подытожил Грушин.

Полная версия