В РФ хотят принять новую версию закона о защите прав потребителей, учитывающую многочисленные цифровые изменения жизни, в том числе возникшие в ходе СВО.
О подготовке документа сообщил председатель Комитета Совфеда по Регламенту и организации парламентской деятельности Вячеслав Тимченко, передает «Парламентская газета». Он пояснил, что существующий закон не регулирует права потребителей при покупке цифровых продуктов и услуг.
Это аудио- и видеостриминговые сервисы, онлайн-кинотеатры, цифровые копии ПО и тому подобное. Также вне охвата закона остались площадки объявлений и соцсети, посредством которых продается все больше товаров и услуг. В таких условиях труднее защититься от действий мошенников.
Нередки ситуации, когда компания нарушила права потребителя и не возмещает урон, то есть скрывает имущество, выводит средства, даже если человек выиграл суд.
В стране назрело введение института субсидиарной ответственности учредителей, отметил Тимченко. То есть, главы компаний, работающих на потребительском рынке и нарушающих закон, обязаны отвечать перед гражданами вместе с самим юрлицом.
Также парламентарй заметил, что на данном этапе наиболее активно развивающаяся сфера потребительского рынка, которая при этом и продуцирует максимум жалоб, — это электронная коммерция.
Тимченко прогнозирует, что к концу текущего года будет готов основной текст законопроекта, с которым продолжится работа на парламентской и экспертной площадках. О сроках принятия нового закона говорить пока рано, пояснил он.
Что касется защиты россиян от международных санкций, то действующее законодательство содержит лишь основополагающие нормы, предусматривающие права потребителей на гарантийное и сервисное обслуживание, в том числе в отношении зарубежных товаров. Отсутствие спецнорм по этому вопросу привело к тому, что при массовом уходе иностранных компаний возникли сложности с защитой прав россиян.
Поэтому нужна существенная доработка закона.Имеется в виду расширение границ ответственности импортеров за ввозимый товар, а также обязанности открывать представительства в РФ, если зарубежная фирма хочет продавать россиянам товары или услуги, в том числе онлайн.