Шаман Александр Габышев отозвал согласие на психиатрическое обследование.
Врачи отпустили его из медучреждения домой. Правозащитники утверждают, что Габышева ранее заставили подписать такое согласие сотрудники ФСБ. При этом против шамана также заведено уголовное дело о публичных призывах к осуществлению экстремистской деятельности. На самолете Габышева вернули в Якутск, он находится под подпиской о невыезде.
Зачем задержали Габышева, рассуждает журналист Андрей Колесников. «Мотив понятен: новый юродивый, которого трудно объявить тайным оружием оппозиционеров, финансируемым посольством США и радиостанцией Deutsche Welle, разрушает все представления о методах сопротивления авторитарному политическому режиму своим решительно необычным поведением», — пишет он.
Однако из-за него уже вспыхивают беспорядки в Улан-Удэ и когда-нибудь он очно дойдет до российской столицы со сторонниками. «Отвечай потом перед Москвой за то, что какой-то бурятский фрик вошел в Москву с толпой приверженцев вполне себе четкого и простого учения о необходимости изгнания В.В. Путина!» — пишет Колесников.
Умная власть должна уважать юродивых, а заодно и шутов, которым дозволено говорить правду царям, отмечает журналист. В окружении нынешнего главы государства нет шутов — дураков говорить правду нет. Как нет и юродивых — кто ж из нынешней элиты откажется отроскоши лишь ради того, чтобы проповедовать нестяжательство. Отсутствие этих двух полезных оздоравливающих функций сильно ускоряют эрозию государственной конструкции, считает журналист.
«Огромное ощетинившееся ядерными боеголовками, кремлевскими зубцами и омоновскими дубинками государство боится «самопровозглашенного шамана». Вероятно, только потому, что он «самопровозглашенный» и не претендует на президентский грант на пропаганду здорового образа жизни путем путешествия по федеральным трассам», - пишет Колесников.
«На первый взгляд абсурдная история с идущим в Москву «изгонять бесов из высшего политического руководства» «шаманом-воином» интересна в том числе, а, может, и, в первую очередь, тем, что она частично отражает запрос общества на «обновление» (пресловутая «антиистеблишментная волна») и на появление «нового героя», полагает политолог Сергей Обухов.
По его словам, Путин в 1999 году пришел к власти в существенной степени на основе актуализации древнего «мифа о Герое» (неизвестный никому воин (как правило, знатного происхождения) появляется как бы ниоткуда и сражается с воплощениями хаоса (включая монстров ичкерийского терроризма), побеждая их и становясь Царем).
Разрушить данный миф (невероятно устойчивый, так как он защищает граждан России от переживания Ужаса) либералы несколько раз пытались «прямыми атаками» (в том числе с помощью центрального ТВ в декабре 2011 года), но всякий терпели неудачу (хотя им и удавалось ослабить его влияние), пишет Обухов. «Миф Путин» вторично укрепился после воссоединения Крыма с Россией.
Миф этот, как известно. носит иррациональный характер, и чрезвычайно устойчив против рациональных аргументов. Кстати, в этом одна из базовых причин поражения «коллективного Киселева» в информационной борьбе с «коллективным Доренко в 1999 году.
Однако не исключено, что сейчас в российском социуме формируется бессознательный запрос на «нового героя», и «старые мехи» уже не могут вместить «новое вино». Персонификацией такого Героя в период «русской весны» 2014 года почти стал И. Стрелков-Гиркин, но его «выход на авансцену» купировали, пишет Обухов.
Но сейчас «ожидание Героя» вновь «висит в воздухе» и даже такие карикатурные персонажи, как «Саша-шаман» привлекают внимание масс. При этом, устроителям предполагаемой «перестройки-2» явно не нужны «народные герои», им, очевидно, нужен «новый Ельцин». Так как Навальный, судя по всему, не стравился с этой ролью, эксперты ожидают, что соответствующая фигура рано или поздно (скорее рано) будет предъявлена российскому обществу, сообщает политолог.
Журналист Марина Ахмедова пишет о шамане следующее: «Поговорила со знакомыми в Якутске о шамане Габышеве. Контакты остались с тех пор, как я туда приезжала писать репортаж о якутских шаманах. Говорят, что о Габышеве-шамане ничего до его похода на Москву не слышали. Он — не шаман, а в этом смысле — обычный человек. Пока у меня складывается впечатление, что Габышев — никакой не шаман, а политик со склонностью к созданию секты».