Разрешите сайту отправлять вам актуальную информацию.

05:34
Москва
28 ноября ‘24, Четверг

Куда мчится Махмудов? Любимцу Ликсутова все сходит с рук

Опубликовано
Понравилось?
Поделитесь с друзьями!

Как выходец из Узбекистана стал главным железнодорожником России.

Российский транспорт – удивительная вещь! Операторы железной дороги, авиакомпании, автоперевозчики в один голос плачут об убыточности своей работы, но при этом продолжают «грызть кактус» и, более того, строятся в очередь за этим сомнительным блюдом.

Один из главных гурманов всея Руси – узбекский бизнесмен Искандар (Искандер) Махмудов, полюбивший дальнюю дорогу еще на рубеже тысячелетий. Совладелец Уральской горно-металлургической компании (УГМК), он не склонен копаться в земле, его привлекают странствия. В 2002 году он приобрел контрольный пакет «Желдорреммаша». Его «Трансмашхолдинг» благодаря долгому браку с РЖД вошел в десятку крупнейших производителей вагонов в мире. Его «Московская пассажирская компания» контролирует более половины перевозок пассажиров в столичном регионе.

В 2018 году, например, «Трансмашхолдинг» подрядился вместе с Центральной пригородной пассажирской компанией (ЦППК; тоже в тесных отношениях с Махмудовым) закупить 23 поезда «Иволга» на диаметр Лобня – Одинцово по удивительной схеме: РЖД и Москва дают более 50 млрд рублей на поезда, которые, по мнению ряда экспертов, стоят едва ли не в десять раз дешевле. У Махмудова и его партнера Андрея Бокарева давние и теплые связи с главой столичного транспорта Максимом Ликсутовым. Видимо, именно поэтому никакие другие вагоностроительные компании никак не могут достичь качества, удовлетворяющего придирчивую мэрию. Вот и достаются многомиллиардные контракты «Трансмашхолдингу», причем вагоны в метро сейчас меняют едва ли не чаще, чем плитку на тротуарах. Входящий в холдинг «Метровагонмаш» уже к началу 2018 года поставил метрополитену 1808 вагонов (больше, чем используется во всех остальных метрополитенах страны) и не собирается на этом останавливаться. Контракт на 2018-20 гг. – 644 вагона, 144 млрд руб., а в дополнение к нему – 768 вагонов попроще, 133 млрд руб. А ведь вагоны надо не только покупать, но и обслуживать! А ведь помимо метро есть еще и трамваи! Удивительно, конечно, как одна-единственная компания ухитряется тащить на себе этот тяжкий груз. Кажется, такое положение вещей называется монополизмом.

Интересно получилось и с Северным широтным ходом – железной дорогой, параллельной побережью Северного ледовитого океана. Вечная мерзлота, безлюдье и другие прелести делают этот проект исключительно сложным, а следовательно – дорогим. К финансированию пришлось привлекать сразу пять банков, а подрядчиками выступили управляющая компания СШХ и «КРП-Инвест». У обеих организаций – сложная паутина учредителей, и информированные источники полагают, что интересы Махмудова представлены там по полной программе. А это 130 миллиардов государственных рублей.

Добавим, что Махмудов и Бокарев входят в число крупнейших совладельцев «Аэроэкспресса», к созданию которого, к слову, приложил руку как раз Максим Ликсутов.

И вот теперь – «Сапсаны». Сейчас их обслуживает компания «ЕСП-Сервис», но РЖД планирует увеличить число этих скоростных поездов почти в два раза, с 16 до 29. Понятно, что пассажиры не будут переплачивать за билеты, если не получат соответствующего обслуживания. И главным претендентом на работу в новых составах является ООО «Модуль», по слухам, тесно связанное с господином Махмудовым.

Встает вопрос: а чем занимается наша прекрасная антимонопольная служба? Взаимовыгодная любовь РЖД и «Трансмашхолдинга», Олега Белозерова и Искандара Махмудова, является секретом полишинеля для всего транспортного рынка, но никаких ограничений не видно; «единственный поставщик» становится все более незаменимым. В каких-то случаях бенефициар по старой традиции прячется за цепочкой компаний, но в целом маски давно сброшены.

Еще одни любители давних перевозок, дагестанские предприниматели братья Магомедовы, уже полтора года находятся в СИЗО, а структуры Махмудова–Бокарева чувствуют себя все более уверенно. Что ж, раз ни контрольные, ни правоохранительные органы не видят в ситуации ничего странного, значит действительно нет у нас в России других людей, способных разобраться в железнодорожном транспорте. Грустно все это…

Реклама